И с тех пор, как Христос нес свой крест по узким стогнам Иерусалима, с тех пор лучшие из христиан покорно несли в своей жизни налагаемые на них Богом кресты.
Мало того: жажда потерпеть на земле ту муку, какую познал на земле Христос, заставила самых горячих и убежденных христиан принимать на себя вольную муку, возлагать на плечи вольные кресты.
Распяться со Христом – стало казаться христианам лучшим и высшим уделом: распяться с Ним, чтобы с Ним же царствовать в небе.
Кто не помнит этих чудных дев христианских, которые к подножию креста слагали все, чем осыпала их жизнь: славу знатного происхождения, блеск неисчислимого богатства, мудрость мирскую, сияние непорочной красоты своей и, как не оцененное сокровище – принимали от того же креста- вольное страдание…
И потрясающее зрелище, возвышающее душу, было в этих людях, которые своими руками, смотря на крест Христов, душили свое мирское счастье, чтобы взойти вслед за Христом на крест.
Вот – они, блестящие войны, покрытые славой, отмечаемые цезарями и сменяющие праздник своей жизни цепями, мраком и смрадом темницы, подвергающие себя страшным пыткам за одно только право сказать всенародно:
– Я христианин!
И в облегчение креста их, внезапно, в тишине ночи приходил в темницы их Христос, исцеляя их раны и обещая им скорое вступление в вечные обители.
Или в миг ожесточения пытки лилось с неба на них сияние и, в слух всего народа, доносился небесный, укрепляющий их голос.
– Не бойся: Я с тобой!
Вот-он чудный в преподобных Арсений Великий, первый после императора, человек Византии, роскошью быта своего затемнявший блеск двора. Все бросает, бежит в пустыню, скрывая свое звание, питается корками хлеба, пьет загнившую воду.
Вот- этот изумительный епископ Ноланский, Павлин, решившийся на невероятный подвиг. У него в доме, не оказалось ни одной монеты, когда лежа у ног его, бедная женщина умоляла его выкупить ее сына, уведенного в плен сарацинами. И он, чтобы добыть свободу молодому пленнику, сам пошел за него в рабство.
Эти люди стоят пред нами и учат нас крестоношению.
Пойдем за ними.
Мы слишком слабы и ничтожны, чтобы принимать на себя вольные кресты. Будем же просить у Бога сил, чтобы Он помог нам нести те кресты, которые Он на нас Сам налагает.
И, когда по человеческой нашей природе, нам станет невыносимо тяжело, подымем тогда измученный взор к Нему, Божественному крестоносцу. Вспомним, Кто Он был и как, при лучезарной святыне Его приняла и терзала Его земля.
Скажем себе, что, какие бы ужасы не обрушились на нас, исход ведь один: закат нашей жизни в Нем и счастливое рождение в вечности.
Будем думать, что Он тут, близко нас, пришедший посетить нас в нашем страдании, как бывало, приходил Он к мученикам.
И, если в изнеможении от креста, которые Он Своей рукой благоволил возложить на нас, мы в безропотно-покорном страдании станем прислушиваться к тому, что творится в сердце нашем, быть может, мы услышим те слова Божественного ободрения.
Тогда в молниях неба падали на толпу зрителей на мучителей и мучеников эти слова.
Теперь они прозвучат, неслышные миру внятные только нашей душе и в таких тисках муки дающие отраду:
« Не бойся – Я с тобою!»
Евгений Поселянин