ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
О первых днях монастыря в Суре можно узнать из стихотворной летописи, составленной игуменией Новгородского Предтеченского Леушинского монастыря Таисией, которая по просьбе отца Иоанна воспитала первых сестер.
Летом 1899 года отец Иоанн освятил место, где предстояло подняться первым постройкам. К лету следующего года строительство закончилось. Это было двухэтажное бревенчатое крытое железом здание, в котором кроме трапезной, кухни и кладовых было 20 просторных светлых келий, где могли разместиться по 3-4 сестры. С восточной стороны здание начиналось храмом в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Он был сожжён в начале 30-ых годов. Священником при храме назначен диакон Сурского прихода Георгий Маккавеев, много потрудившийся при постройке здания.
Женская община будущего монастыря утверждена Указом Императора и Святейшего Синода 27 октября 1899 года. На устроение и содержание этой общины крестьяне села отводят 10 десятин земли и лесной участок из казенных дач.
Возведение монастыря проводилось на деньги многочисленных почитателей отца Иоанна, среди которых представители царствующего дома Романовых, пинежский лесопромышленник Кыркалов Северьян Кузьмич.
Открывать новую обитель приехал сам отец Иоанн. 19 июня началось торжественное всенощное бдение посреди храма общины. Вместе с отцом Иоанном служили 9 священников и 4 диакона, а 20 июня 1900 года состоялось торжественное освящение храма. Отец Иоанн обратился с речью ко всем присутствующим: «…Господь сподобил меня основать в родном моём селе монашескую женскую обитель и освятить при ней этот новый храм. Это величайшая милость Божия ко мне и к сёстрам и к жителям селения. Так как обитель прежде всего есть святое место постоянных богоугодных подвигов молитвы, послушания и всякой христианской добродетели и может служить прекрасным живым примером благочестия и трудовой жизни для всех окружающих». Церковь освятили во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, это же название получил и юный монастырь. По окончании литургии отец Иоанн произнёс проповедь: «Первым вашим делом, сёстры, должно быть богомыслие и молитва. Вторым – всегдашнее воздержание в пище и питии, чистота помыслов и чувств, телесный труд и беспрекословное послушание, обучение себя кротости и смирению по Христовой заповеди «научитеся от меня яко кроток и смирен сердцем».
В ноябре 1900 года указом Архангельской Духовной Консистории был учреждён Сурский Иоанно – Богословский женский монастырь. По замыслу отца Иоанна Кронштадтского монастырь должен был выполнять следующие функции: быть примером благочестия и трудолюбия, быть просветительским центром для мирян, вести миссионерскую деятельность (в первую очередь, по борьбе со старообрядчеством на Пинежье), осуществлять благотворительную деятельность. Стать «призрением престарелых, приютом сирот, пристанищем бедных, безродных».
Через три года С. В. Животовский (он сопровождал о. Иоанна на родину) писал: «Много я видел мужских и женских монастырей на Руси, но такого ещё никогда не видел. Не монастырь, а институт какой-то. Что ни монахиня, то 17-18-летний ребёнок…» Они приехали сюда из Петербурга, Кронштадта, Петергофа и других концов страны. Были среди них и такие, кто изъяснялся по-французски.
Число сестер монастыря в разные годы: 1899 г – 35, 1903 г – 137, 1907 г – 148, 1909 г – 156, 1917 г – 196. В списках на момент закрытия монастыря 1 января 1921 года числится 135 сестер, 19 из которых монахини.
ТРУДЫ СЕСТЕР
У каждой сестры в монастыре было своё дело: столярничали, пели на клиросе, ухаживали за скотом, шили и чинили обувь, пекли просфоры и хлеб, приготовляли квас, преподавали в женской монастырской школе, занимались стиркой, шили и вышивали, работали на кирпичном заводе, писали иконы, варили пищу для сестёр, корчевали лес.
Каждая сестра несла молитвенные труды. Ежедневно в 5 утра все монахини и послушницы неукоснительно собирались на полуношницу. Затем в половине восьмого утра совершалась Божественная Литургия. Вечером также были богослужения. Совершалось чтение неусыпаемой Псалтири. Перед отходом ко сну сёстры собирались в храм, где совершалась пятисотница.
Прожив долгие годы в стенах монастыря, сёстры, наиболее преуспевшие в послушании и молитве, сподоблялись монашеского пострижения.
ОБ ИМУЩЕСТВЕ МОНАСТЫРЯ
Монастырь находился в каменной ограде. Внутри находились 15-ти саженная каменная колокольня, деревянная домовая церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, двухэтажный каменный корпус с мезонинами и с трапезной, трехэтажный деревянный сестринский корпус, двухэтажный деревянный корпус школы и общежития для девочек, одноэтажный с двумя мезонинами корпус мастерских, беседка для отдыха, огород и сосновая роща, двухэтажный дом священника монастыря Георгия Макковеева. Помимо этого в ограде находилось еще 6 нежилых зданий, а за оградой – 6 жилых и 14 нежилых. В их числе гостиница с трапезной и родной домик Батюшки, перенесенный поближе к монастырю.
В 1909 году построена каменная колокольня, закладку которой совершил отец Иоанн в последний свой приезд на родину в 1907 году. 13 июня 1914 года епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом была совершена закладка каменного храма, а уже через год, 12 июня 1915 года, был освящён храм с тремя пределами в честь Успения Святой Богородицы, Всех святых и великомученицы Александры (?). В 1913 году был заложен фундамент каменного сестринского корпуса, но в связи с нехваткой средств здание не было достроено.
Отец Иоанн пожертвовал монастырю принадлежащий ему пароход и торговую лавку, имеющую ежегодный оборот до 10 000 рублей.
СКИТ МОНАСТЫРЯ
На нужды монастыря по просьбе священника Георгия Макковеева Указом Его Величества Николая II была подарена корабельная казенная роща на Летовских холмах в 18 км от Суры площадью 291 десятина, 1 200 квадратных сажень, ставшая Скитом монастыря (в документах от 1906 года значится 334 десятины земли). 9 июня 1901 года отец Иоанн побывал в Летовской роще. Прибыв пешком на самый высокий холм, батюшка любовался открывшимся видом на окрестности, откуда видна вся Сура. Тут же на холме отец Иоанн благословил место для будущей церкви.
Через год, 14 июня 1902 года, после водосвятного молебна отец Иоанн совершил освящение престола, а затем и первую Литургию в новом деревянном резном храме скита во имя Живоначальной Святой Троицы с жилым корпусом и колокольнею высотой 21 м, окружностью – 6 м, длиной 18 м. Рядом располагались 4 жилых здания и 6 хозяйственных построек. В описи имущества монастыря в Скиту значатся: скотный двор деревянный с жилым помещением для сестер, мезонин, казарма для рабочих, баня, сторожка, рига, амбар, конюшня, 2 погреба. Хозяйство – несколько коров и телушек, быки, лошади, козы, овцы и куры. Выращивали овощи, жито. Вокруг богатые сенокосные пастбища.
Храм сгорел в 1902 году и в 1911 году был отстроен заново. Новый храм был выстроен в точности как старый на средства благотворителя Михаила Ивановича Петрова. В храме был трехъярусный иконостас, насчитывалось 60 икон, в основном выполненных масляными красками на досках. К храму примыкала колокольня с 6 колоколами.
Храм подожгли на первомайские праздники в 60-е годы, а на его месте еще долгое время стояли три кованных креста с завершений храма. Самый большой крест был около трех метров.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЯ
Уже в пору своего становления монастырь выполнял некоторые виды миссионерской, просветительской деятельности. Сразу была организована просветительская работа среди местного населения, которая велась в двух направлениях – работа со взрослыми и работа с детьми.
В 1900 году при монастыре по инициативе и благословению отца Иоанна Кронштадсткого была открыта одноклассная церковно-приходская школа-интернат для крестьянских девочек, где ученицы получали начальное образование. Программа школы была рассчитана на воспитание будущей хозяйки и матери. На содержание школы был определен капитал в 40 000 рублей. Школа располагалась в специально выстроенном для этого доме на территории монастыря. Законоучитель – священник Георгий Михайлович Макковеев, учитель – диакон Петр Васильевич Никольский, пению и рукоделию обучают сестры монастыря. При школе имелось общежитие. Воспитателями были также сестры монастыря. В год основания школы, 1900 году, в ней обучались 31 девочка. По распоряжению инспектора народных училищ от 29 сентября 1917 года Сурская женская церковно-приходская
школа передана в ведение Министерства Народного Просвещения, как здание школы, так имущество и капитал. Учительствует послушница монастыря Мария Никитична Красильникова. Учащихся – 20 девочек.
В монастыре была открыта читальня, в ней были книги 33 названий: 67 книг богослужебных и 19 духовного содержания. Монастырь выписывал газеты и журналы. В воскресения и престольные праздники читались духовно-нравственные повествования, иногда показывались картины «при посредстве фонаря».
Была налажена хозяйственная деятельность: содержали коров, лошадей и овец, выращивали различные культуры, имелась своя паровая мукомольня (на ней мололо муку и население ближайших деревень), пекарня, кирпичный завод, пароход (единственный транспорт из Архангельска в верховья Пинеги), кузница. При монастыре была швейная, живописная и сапожная мастерские, были открыты аптека и больница, где за больными присматривали сестры.
Монастырь занимался различными видами благотворительной деятельности: оказание помощи нуждающимся крестьянам, помощь родственникам погибших солдат, сбор средств на благотворительные цели, воспитание при монастыре крестьянских девочек, раздача милостыни.
Феномен Сурского монастыря был в том, что особое внимание в нём уделялось служению миру, а не отречению от него. За всю историю Сурского монастыря его насельницы свободно общались с населением Пинежья, активно занимались просветительской и благотворительной деятельностью и заслужили доверие со стороны пинежан. Подтверждением этому служат многочисленные уходы в монастырь жительниц Пинежского уезда.
О ПОДВОРЬЯХ МОНАСТЫРЯ
Монастырь имел подворья в Архангельске и в Санкт-Петербурге, которое в 1902 году было преобразовано в самостоятельный женский Иоанно-Богословский монастырь на Карповке.
Сурское подворье в Архангельске было основано в 1903 году и первоначально находилось в деревянном двухэтажном здании на набережной Северной Двины, при котором были келии для сестёр и часовня. В июне 1906 года отец Иоанн совершил закладку каменного здания. Оно было построено в октябре 1907 года и стало украшением города. В храме подворья служил протоиерей Димитрий Андреевич Федосихин, тайный монах, духовный сын и ученик отца Иоанна. Первоначально на подворье несли послушание 10 сестёр, к 1917-му году – 30. В 1913 году Сурское подворье в Архангельске посетила княгиня Елизавета Федоровна.
В феврале-марте 1917 года игумения монастыря вела переписку об открытии еще одного подворья при церкви «Всех скорбящих радости» в
орантенбаумском городском лесу, которое должно было стать домом для сирот.
НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ МОНАСТЫРЯ
-
игумения Варвара (в миру Надежда Ивановская)
1900-1902
С детских лет она имела глубокую, твёрдую веру, была грамотна. Самоотверженность и терпение потребовались ей, чтобы воспитать из молоденьких и неопытных сестёр настоящих подвижниц.
-
игумения Порфирия (в миру Екатерина Алексеевна Глинко)
1902-1917
При ней в монастыре производились большие строительные работы, построен Троицкий скит в Летовской роще. Благодаря игумении Порфирии расширилась монастырская церковно-приходская школа. Деятельность матушки Порфирии высоко оценивал сам Иоанн Кронштадтский. В 1917 году матушка покинула Сурский монастырь и навсегда уехала из Суры.
-
игумения Серафима (в миру Анастасия Ефимова)
1917-1920
Игумения Серафима была одной из самых первых послушниц монастыря, в который она поступила по благословению Иоанна Кронштадтского. До 1917 года она была заведующей Архангельским Сурским подворьем. В годы послушничества матушки Серафимы, в середине июня 1903 года, во время очередной поездки отца Иоанна на родину, с ней произошёл удивительный случай, о котором упоминает в своей книге Н. Большаков. Тогда послушница Анастасия, бывшая старшей сестрой в Архангельском подворье, тяжело заболела. В связи с её смертельным недугом на смену ей уже приехала из Суры другая сестра. Но, к изумлению всех, после того, как батюшка Иоанн исповедал и причастил угасавшую Анастасию, к ней вернулись здоровье и силы, и на третьи сутки после исцеления она смогла явиться в Свято-Троицкий собор, чтобы поблагодарить Господа за чудо исцеления. На служение игумении Серафимы пришлись самые горькие годы монастыря.
СУДЬБА МОНАСТЫРЯ И СЕСТЁР ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
После 1917 года монастырь был поставлен вне закона, хотя часть сестёр (16 человек) по доброй воле пошли работать в учреждения Советской власти – в Карпогорскую и Сурскую лечебницы, в Карпогорский отдел народного просвещения, в Веркольский исполком.
8 декабря 1920 года Сурский волостной съезд Советов постановил ликвидировать монастырь. Сёстры обратились с ходатайством в Архангельский губернский Совет народного хозяйства: «Мы постановление считаем немилосердным, т. к. проживаем в монастыре 21 год. Из нас нет ни одной буржуйки, и мы пришли на голый песок, где не было никакого строения, каковое и пришлось нам начинать своим трудом: раскапывать канавы, вырывать пни, чтобы расчистить место под постройку, разрабатывать землю и расчистку под сенокос и под огород, носили сырой кирпич. Если нужны Вам наши помещения, то разрешите удалиться нам в Скит, где и наделить нас землёй, которую мы и будем обрабатывать и кормиться своими собственными трудами, чтобы не пользоваться привозным хлебом…». Документ подписан игуменией Серафимой, монахиней Рафаилой и другими.
Но на свою просьбу получили ответ: «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена».
В списках за 1 января 1921 года значится 135 насельниц монастыря. В январе 1921 года Сурский монастырь перестал существовать.
По рассказам местных жителей в начале войны оставшихся на Пинежье монахинь арестовали, посадили на баржу и утопили, отсоединив баржу от судна в Белом море. Другие сведения, что арестовали и утопили в озере в районе Карпогор. Часть бездомных монахинь переехали в Архангельск, жили полулегально на чужих квартирах. Как вспоминает Малкина Любовь Алексеевна, внучатая племянница Иоанна Кронштадтского, в годы войны она бывала в Соломбале на квартире бывших сурских монахинь Агапьи Михайловны и Мартемьяны, жили они бедно, работали в техникуме уборщицами, но дома хранили множество икон и старинных книг, тайно молились Богу.
Наибольшее число сурских монахинь посещало Свято–Ильинский собор Архангельска. Вокруг этого храма сохранились их могилы. Справа от его стены похоронена монахиня Савватия, скончавшаяся 14 февраля 1957 года. Рядом с ней матушка Зосима. Недалеко от них – инокиня Матрона, нёсшая послушание звонарки, умершая 28 марта 1970 года в возрасте 80 лет. Рядом с ней инокиня Наталия Иванова. Справа от соборной колокольни погребены бывшая казначея обители схимонахиня Иоанна и алтарница Сурского монастыря монахиня Серафима,
Трагична судьба дочерей сурского крестьянина Лукиана Васильевича Ларюшева – Александры и Дарьи, насельниц монастыря. Александра сильно болела в детстве, и её мать дала обет: если девочка излечится, она отдаст её служить Господу. Сашенька поправилась. В 1900 году открылась Сурская обитель, и тринадцатилетняя Саша оказалась в числе первых её воспитанниц. Сам отец Иоанн покровительствовал ей, надеясь, что в будущем из неё получится хорошая игумения. Будучи уже инокиней, Александра Ларюшева была приближена к игумение Порфирии, выполняла самые ответственные её поручения. После закрытия монастыря, Александра уехала в Мурманск, где её приютил брат Иван. В Суру Александра вернулась уже в начале войны и жила с родной сестрой Дарьей, которая с шестнадцати лет тоже жила в монастыре. Утром 16 ноября 1941 года, во время общей молитвы с оставшимися монашкам, они были арестованы. Дарью вскоре отпустили, а Александру (как предводительницу контрреволюционной группировки церковников) и других монашек увели по этапу. По постановлению особого совещания НКВД СССР 27 мая 1941 года Александра была заключена на 10 лет в ИТЛ. Она умерла в местах лишения свободы 10 августа 1942 года. А 10 апреля 1958 года реабилитирована посмертно. Её фотоархив остался в Суре у сестры Дарьи, которая всю жизнь несла добровольное послушание. За совершением церковных таинств земляки стали обращаться к ней, так как ни священников, ни монахинь в Суре не осталось. Она отпевала покойников, крестила новорожденных детей, но соблюдала конспирацию. Так продолжалось 40 лет. Не раз её припугивали, даже собирали компромат.
СВЯЩЕННИКИ МОНАСТЫРЯ
Священник Георгий Маккавеев – весьма авторитетная личность. По благословению отца Иоанна с 1900 года, ещё будучи дьяконом, он был распорядителем по строительству церковных зданий и главным инициатором доходных предприятий на пользу Суры, регулярно посылал отчёты о положении дел в обители. По его инициативе и под его непосредственным наблюдением построены кирпичный и лесопильный заводы. Отец Георгий сам чертил планы построек. По собственному чертежу выстроил необычный для здешних мест двухэтажный дом-красавец. При своём посещении Суры отец Иоанн, к несказанной радости хозяев, останавливался в этом гостеприимном доме. Ему отводили комнату на 2-ом этаже с видом на монастырь. В 1902 году отца Георгия рукоположили в иереи. Он пользовался огромным уважением у сестёр монастыря. Помимо совершения богослужений он занимался просветительской деятельностью среди местных крестьян, был законоучителем в монастырской школе. В 1912 году отца Георгия перевели в Шардонемский приход Пинежского уезда.
В 1920 году отец Георгий был арестован и сподобился мученической кончины.
ИЗ ИСТОРИИ СУРСКОГО ПРИХОДА
В XII веке по реке Пинеге возникли первые русские погосты-фактории. По-видимому, в Суре находился один из таких погостов. На это указывает название одного из околков Суры – погост. К тому же, само название селения – село – до XIV века было показателем того, что эта земля является княжеским или боярским владением.
Первое упоминание о Суре встречается в отказной новгородской вечевой грамоте на пинежские и мезенские земли, датируемой августом-декабрем 1471 года: «По благословению нареченного на архиепископство Великого Новагорода и Пскова священноинока Феофила, от посадника степенного новугородского Тимофея Остафьевича, и от всех старых посадников, и от тысяцкого степенного Василиа Максимовича, и от старых тысяцких, и от бояр, и от житьих людеи, и от купцев, и от черных людеи, и ото всего Великого Новагорода, с вечя, с Ярославля двора, на Пинегу, и на Кегролу, и на Чакалу, и на Перьмскые, и на Мезень, и на Пилии горы, и на Немьюгу, и на Пинежку, и на Выю, и на Суру на Поганую, к старостам и ко всем хритианом. Что тые земли на Пинезе, Кегролу, и Чаколу, и Перьмскые, и Мезень, и Пильи горы, и Немьюгу, и Пинешку, и Выю, и Суру Поганую поимали за себе наши братья наугородци, и вас к целованию привели на новугородское имя, ино то земли осподы нашеи великих князеи, великого князя Ивана Василиевича всеа Руси и сына его великого князя Ивана Ивановича всея Руси. А то крестное целование Новугороду с вас доловь».
На погосте находилась древняя шатровая церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм 1586 года постройки и клетская часовня Параскевы Пятницы. Введеньевская церковь представляла собой шатровый храм-восьмерик с четырьмя прирубами, в основании крестообразный, а часовня – сруб на клети с высоким крыльцом. В 1862 году стараниями Зуева Александра Григорьевича под церковь был подведен прочный каменный фундамент, а в 1865 году поставлен новый иконостас.
По грамоте архиепископа Афанасия в 1687 году в Суре возводится церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (которую в народе по простому называли Никольской). Именно поэтому Сурский приход называли Никольским приходом. Священниками прихода в документах того времени значатся Иван Сергеевич и Иван Иванович Порохины, которого по смерти сменил Никита Фёдорович Сергиев, а позднее Михаил Никитич Сергиев, дед будущего святого праведного отца Иоанна.
С 1616 года Сура входила в Кеврольский уезд, а в 1780 году Указом Екатерины II был образован Пинежский уезд с центром в городе Пинега.
С конца XIX века по 1917 год Сура являлась центром Сурско-Сергиевской волости и Никольского прихода, которому принадлежали три часовни в деревнях Шулонемской, Пимберской и Поганосурской. Приход насчитывал 2 760 человек. Сурский Никольский приход был одним из крупных среди пинежских приходов, уступая только Пинежскому Святотроицкому. При Сурском приходе числилось 1180 мужчин, 1140 женщин, не считая детей.
В 1894 году пятиглавая Никольская церковь была разобрана и перенесена на приходское кладбище.
В 1889 году было освящено место под постройку нового более вместительного храма для прихода. С такой просьбой жители Суры обратились к своему благодетелю и заступнику Иоанну Кронштадтскому. Изначально новый храм задумывался в деревянном исполнении, но на его постройку было собрано достаточно средств от почитателей Батюшки, что позволило возвести его из кирпича. Собранных денег на постройку храма оказалось 55 524 рубля. Архитектором был Шурупов (?). Для строительных работ в Суре были устроены маленький кирпичный заводик и кузница.
В числе благотворителей на постройку храма были и лица царского двора, в их числе Великий князь Георгий Михайлович. На его средства были написаны иконы и выполнены художественные работы под руководством академика Журавлёва (?). Иконостас обошелся в 12 000 рублей. Архангельский купец Василий Брованов, родившийся в Сурском приходе в 1853 году, пожертвовал напрестольное Евангелие со сребропозлащенной верхней доской, сребропозлащенные сосуды и такой же напрестольный крест.
В 1891 году состоялось освящение нового храма. Освящение храма происходило 27, 28, 29 июня 1891 года. В Суру съехались Преосвященный епископ Александр со свитою и до 20 певчих, губернатор Н. Д. Голицын, городской голова С. Д. Лемехов, архимандриты Архангельского и Веркольского монастырей – Юве(и?)налий и Виталий, священники из Санкт-Петербурга и уезда, несколько дам.
Трехпрестольный каменный храм византийского стиля в связке с двухъярусной колокольней в основании имеет форму креста. Главный престол в честь святителя и чудотворца Николая. С южной стороны – во имя преподобного Иоанна Рыльского (небесного покровителя отца Иоанна). С северной – во имя великомученицы Параскевы.
Колокольня прилегала к западному фронтону храма. В основании – восемь квадратных саженей. На колокольне были установлены 16 колоколов. Десять колоколов были пожертвованы господином Рыжовым из Харькова. Их привезли за неделю до освящения храма. Главные из колоколов:
1. Весом 258 пудов. Надпись на нем «Вечер, заутра и полудне позовем и возвещу, и услышат глас мой».
2. Весом 104 пуда 18 фунтов с надписью «Благовестие день от дне спасение Бога нашего».
3. Весом 66 пудов и 33 фунта с надписью «Пою Богу моему… (?)».
Шесть других колоколов остались от старой церкви, один из которых был пожертвован в 1768 году сурским крестьянином Трифоном Панфиловым. Весил и настраивал колокола пономарь мужского монастыря Артемия Веркольского (50 км от Суры) по имени Иван.
Вокруг храма на сплошном каменном фундаменте – решетчатая ограда с главными воротами и пятью калитками для входа в ограду.
В разное время священниками при храме были: Николай Павлович Прибылёв, Аифал Иринархович Суровцев, Александр Иванов, Венедикт Вячеславович Титов, Павел Васильевич Шан(ь)гин. Священники прихода были законоучителями в школах и министерском училище Суры и окрестных деревень. Диаконы Николай Григорьевич Добротин, Александр Алексеевич Копосов преподавали пение.
Приходу принадлежали три часовни в деревнях Шулонемской, Пимберской, Поганосурской.
Страшными стали для прихода 18-20-годы. Когда батюшки перестали служить, суряне от своего храма не отказались. Приходская община, в которой оставалось всего лишь 28 человек, сама содержала Никольский храм. Это Коровины, Даниловы, Малкины… Они платили за храм налоги.
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА
При приходе была двухклассная церковно-приходская школа, позднее получившая имя Иоанна Кронштадтского. Школа была признана самой лучшей среди школ епархии. Она располагалась в специально выстроенном на средства батюшки Иоанна каменном двухэтажном здании. На ее содержание имелся выделенный отцом Иоанном капитал. Почетными блюстителями училища в разные годы являлись крестьяне Евдоким Семенович Малкин и Фофанов Христофор Доментьевич.
МОНАСТЫРЬ В НАШИ ДНИ
В 90-е годы по просьбам жителей в деревянном доме, принадлежавшем ранее монастырскому священнику отцу Георгию Маккавееву, был создан молебный дом. В воскресные и праздничные дни совершались службы, женщины собирались на совместную молитву. При молебном доме работали иконная лавка и библиотека духовной литературы.
Позднее был освящен домовой храм имени святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. И это не удивительно, в этом доме по приезде в Суру останавливался святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
В 1991 году над могилой отца Ильи Михайловича и сестры Иоанна Кронштадтского Дарьи Ильиничны был установлен поминальный крест, сделанный потомками Великого Праведника. На данный момент часовня полностью воссоздана. Как жители, так и паломники могут увидеть часовню в таком же виде, в каком она была при отце Иоанне Кронштадтском. Именно в этом месте 23 августа 1992 года отслужил панихиду посетивший Суру патриарх Московский и всея Руси Алексий.
31 октября 1994 года, епископ Архангельский и Мурманский Пантелеймон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья, а в селе Сура в 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители.
В ноябре 2012 году Митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом было подписано распоряжение о создании Сурского Иоанновского женского монастыря в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Уже построена новая обетная часовня у источника Святителя Николая, что в 4 км от Суры и купальня. Возводится церковь в честь Святой Троицы в Летовской роще в скиту монастыря, что в 18 км от Суры, ведутся восстановительные работы в Успенском соборе.