Наше Пинежье – одно из самых привлекательных мест Русского Севера. Здесь сохранились богатые хвойные леса, ещё живы традиции русского фольклора, народные промыслы и сокровища деревянного зодчества в отдаленных деревеньках. Не случайно, мой земляк самобытный поэт Иван Порохин о Пинежье сказал так:
Есть такие места былинные,
Край берёзовых белых ночей,
Здесь деревни стоят старинные,
Над домами дымки от печей.
Одно из таких мест – село Сура – моя малая родина, с необъятными лугами, спускающимися к самой воде, с монастырскими зданиями, соборами, белые стены которых удивительным и таинственным образом перекликаются с временами года.
На археологической карте Пинежья отмечена стоянка древнего человека в д. Засурье (в 2 километрах от Суры), которая датируется второй половиной второго тысячелетия до нашей эры. Здесь найдены 163 предмета древности: кремневые наконечники стрел и дротиков, скребки, фрагменты посуды.
В письменных источниках Древней Руси самые ранние сведения о Пинежье относятся к ХII веку. В лесах Пинежья жили различные финно-угорские племена, пермяна (предки коми), “самоядь” (ненцы), заволочская чудь (прибалтийские финны – вепсы). Позднее чудью стали называть всех жителей неславянского происхождения. По сей день жителей верхнего течения Пинеги называют чудью. Они исповедовали стародавние языческие верования.
Основными промыслами древних поселенцев на Пинежье были рыбная ловля и охота, использование даров леса и луга. Занятие современных жителей пинежской деревни мало чем отличается от наших предков.
Заселение территории Севера славянами происходило одновременно двумя потоками – из новгородских и ростово-суздальских земель. Среднее течение реки Пинеги, где и находится Сура, следует рассматривать, как территорию, на которой они соединились. Отсюда наряду с христианскими наблюдается сохранение языческих традиций и обрядов, переплетение славянских и языческих элементов культуры.
В XII веке при освоении Пинежья возникли погосты-фактории по реке Пинега.
На освоенных землях христиане возводили новые святыни – православные храмы, часовни, кресты, создавали монастыри на местах, где издревле стояли языческие капища и дохристианские святилища. Продвижение монастырей имело большое значение для экономического развития Пинежья. За ними были закреплены земли, озёра, леса, они получали государственные субсидии и финансирование служителей, имели постоянные доходы от сдачи в аренду крестьянам окрестных деревень части земельных угодий и мест для ловли рыбы, являлись культурными и духовными центрами.
В разное время на Пинежье были основаны 5 монастырей: Кеврольский Воскресенский (XIV век); Красногорский Богородицкий (1603 год); Веркольский Артемия праведного (1644 год); Ламбасский (XVII век); Сурский Иоанно-Богословский (1900 год).
В XVI веке появляется культ почитания сразу двух местных святых отроков – праведные Артемий и Параскева. На Пинежье была привезена в дар чудотворная православная икона Богородица Грузинская, которая находилась в Красногорском монастыре и была утрачена в 40-е годы XX века.
Христиане называли язычников “поганцами” (от слова “поганус” – идолопоклонник). На это указывает и упоминание в летописях XV века Суры поганой.
Что же означает название Сура? Имеется несколько предположений:
1. В переводе с арабского Сура – картина, Сурьа – быстрота, скорость.
2. В Индии Сурья – бог солнца.
3. В переводе с финно-угорских наречий – «остров на воде», «остров на болоте».
4. Заселение Суры шло с реки Уры, левого притока р.Пинеги.
Сура располагается в живописном месте в среднем течении реки Пинега при впадении реки Сура в Пинегу. Первое упоминание о Суре мы встречаем в новгородской летописи 1471 года.
В 1587 году была построена шатровая в основании крестообразная церковь, освященная в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, что являлось показателем принадлежности данной территории к Московскому государству. Название поселения Суры – село – до XIV века было показателем того, что эта земля является княжеским или боярским владением. На это указывает и название одного из околков села – погост, в древнем понимании «место сбора дани», где и стояла данная церковь.
В 1687 году по грамоте архиепископа Афонасия возводится пятиглавая церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Святитель Николай пользуется особой любовью у северян. Его в народе называют Чудотворец, Заступник, призывают как помощника в полевых работах, промыслах, пути, строительстве, родах.
Во второй половине XIX века промышленную базу уезда составляли заводы: кожевенные (11), красильные (5), овчинные (3), кирпичные (3), известковые (1), гончарные (4), солеваренные (1), мукомольные мельницы (97). На Пинежье наиболее важную часть крестьянского хозяйства занимало коневодство. В уезде проводились даже выставки крестьянских рабочих лошадей, конкурсы жеребят и кобыл. Лесозаготовками крестьяне стали заниматься со второй половины XIX века, лес сплавляли по мелким рекам молью и плотами по реке Пинеге.
Период конца XIX – начала XX века в развитии Суры и Пинежья неразрывно связан с именем Иоанна Кронштадтского.
Ежегодно в конце мая или начале июня отец Иоанн приезжал на родину. Это было паломничество, молитвенное шествие на гроб отца, на место первых откровений Божьих. По дороге он останавливался, его встречали толпы народа. Батюшка благословлял верующих, молился, писал дневники.
«Сура, Сура дорогая!
Сура, родина моя!
Колыбель моя святая,
О, тебя ль вновь вижу я?!» – восклицал с парохода отец Иоанн при виде родного села, о чем свидетельствует поэтическая летопись игумении Таисии, духовной дочери и сподвижницы отца Иоанна.
Отец Иоанн видел необходимость развития родины. С этой целью он планирует постройку в Суре храма, школы, торговой лавки, домов для жителей и священнослужителей.
В 1889 году было освящено место под постройку нового храма. Между двумя старыми церквями был поставлен на возвышенности великолепный белокаменный храм византийского стиля во имя Святителя Николая, освящённый в июне 1891 года. В числе благотворителей на постройку храма были лица царского двора – Великий князь Георгий Михайлович. В связке с храмом была выстроена двухъярусная колокольня. Колокола, самый большой из которых весил 258 пудов, были пожертвованы почитателем Батюшки из Харькова. Рядом с Никольским храмом располагалась часовня-усыпальница родителя Илии Михайловича Сергиева, церковно-приходская школа и лавка в каменном исполнении.
В 1899 году в Суре Иоанн Кронштадтский благословил основание общины, которая с 1900 года приобрела статус Иоанно-Богословского женского монастыря. Монастырь просуществовал всего 20 лет, но сыграл огромную роль в хозяйственной и культурной жизни села и верховья реки Пинеги. За время его существования были построены: деревянный корпус с кельями для сестер, деревянная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, каменный корпус для игумении, каменная монастырская баня, гостиница для паломников и величественный каменный Успенский собор с тремя пределами.
В 1900 году Сурская обитель по Указу Высочайшего Императорского Величества получила в дар корабельную сосновую рощу в 18 км от Суры. Здесь был устроен Свято-Троицкий скит монастыря, который также имел храм в честь животворящей Троицы, хозяйственные и жилые постройки, пашню и угодья для выпаса скота.
Монастырь обладал современным по тем временам оборудованием и транспортом. На правом берегу реки Сура находился механический завод с каменной кочегаркой. В ней был установлен десятисильный паровой локомобиль. От него приводились в действие лесопильная рама и кирпичеделательная машина, мукомольные поставы и дроворезка. Единственному в России Сурскому монастырю принадлежал 25-тисильный пароход “Святой Николай Чудотворец” – дар отца Иоанна и несколько барж.
Монастырь занимался различными видами благотворительной деятельности: оказание помощи нуждающимся крестьянам, помощь родственникам погибших солдат, сбор средств на благотворительные цели, раздача милостыни. В монастыре была открыта читальня, для прихожан выписывали православные журналы и газеты, работали различные мастерские. В воскресения и праздники читались духовно-нравственные повествования, иногда показывались картины “при посредстве фонаря”. При монастыре существовали аптека и больница, работали церковно-приходская школа для детей и воскресная школа для взрослых. Монастырь был просветительным центром, имел свою книжную лавку. В монастырской школе для девочек, организованной по типу интерната, дети обучались шитью, рукоделию, пошиву и ремонту обуви, вязанию. Программа школы была рассчитана на воспитание будущей хозяйки и матери. Монастырь имел подворья в Архангельске и Санкт-Петербурге, которое позднее было преобразовано в самостоятельный монастырь.
Революция 1917 года вызвала огромный революционный подъем трудового народа не только в центральных районах, но и на далеких окраинах России. Всколыхнулось революционное движение и на Пинежье, что привело к большим изменениям в хозяйственной и духовной жизни пинежан.
Двадцатый год двадцатого столетья,
Тревога, толки, суета,
Войны гражданской лихолетье,
Сиротство, голод, нищета…
Так об этом времени в своих стихах сказала А.Е. Суховерхова из деревни Шотова гора.
11 марта 1918 г на общем собрании граждан Сурско-Сергиевской волости избран Совет крестьянских депутатов. В Суре многократно происходила смена власти. Сура оказалась на пути перемещения красных и белых отрядов, они стремились на Вашку, через которую открывалась дорога на Котлас и далее на Центральную Россию. Побывали в Суре и отряды английских интервентов.
В 1923 году расслоение крестьянства в нашей местности выглядело так:
– бедняков – 40%
– середняков – 58%
– кулаки – 2%
В июне 1928 года делегаты волостных конференций бедноты в Пинеге и Карпогорах высказали своё мнение о том, что “самый лучший путь изгнания бедности – это коллективизация”. Коммунисты и часть крестьянства района были убеждены в необходимости создания колхозов. Коллективизация на Пинежье прошла быстро. Уже к весне 1930 года крестьяне были коллективизированы почти на 90%. Некоторые несогласные с коллективизацией семьи переехали в Коми и Сибирь. В начале 30-х годов уже в каждой деревне были организованы колхозы, развернулось социалистическое соревнование, повсеместно проводились конкурсы на лучшую колхозную бригаду, ферму, на лучшего пахаря, вязальщиков снопов.
Очень сложным испытанием для деревни стала Великая Отечественная война; «Всё для фронта! Всё для победы!» – под этим лозунгом женщины работали в поле и в лесу, поднимали голодных детей и домашнее хозяйство, сдавали практически все продукты для фронта, на своих плечах обеспечив надёжный тыл для передовой.
В начале 60-х годов XX века все колхозы объединены в совхозы; «Сурский» был одним из самых крупных на Пинежье. В эти годы в Суре развернулось активное строительство жилых домов, дорог, животноводческих комплексов, мостов через р.Сура; оборудование электроосвещения, радиовещания, переправ через р. Пинега, осушение болот. О том, как это происходило в Суре, изложено в одном из рассказов Ф. Абрамова «Куст нерукотворный».
В 80-90-е годы XX века экономика Пинежья очень пострадала: крупные сельскохозяйственные и лесопромышленные предприятия обанкротились, их имущество распродано. Безработица и пьянство вызвали не только экономический, но и духовный кризис.
В 1997 году 13 послушниц стали восстанавливать Сурскую обитель. Они ведут не только большую хозяйственную деятельность, но просвещают взрослых и детей.
При въезде в село установлен большой крест – знак духовного возрождения Суры. Недалеко от села расположен святой источник Никола-ручей, связанный с обретением иконы Николая Чудотворца, к нему приходят люди в надежде получить чудесное исцеление.
И действительно, в настоящее время начинает развиваться средний и малый бизнес, реализован проект «Дорога к источнику», в результате которого к нему отремонтирована дорога, прошли уже 14-е малые Иоанновские чтения и 2-ая конференция «Господи, удостой меня быть орудием мира твоего!» в Дни Памяти Иоанна Кронштадтского.
Прославил родную Суру и наш земляк Иван Данилов, знаменитый звонарь России, историк, сказочник, путешественник. О нем поэт К.Ваншенкин сказал:
Звоны катятся, как встарь
С заповедной колокольни.
Образованный звонарь
Знает школы все и корни…
Он изучил, восстановил и освоил колокольные звоны Архангельского Севера, сочинял свои музыкальные произведения, помог навесить колокола на многих колокольнях России, выступал по всему миру с колокольными концертами. И в наши дни колокола побуждают народ к делам милосердия, исполнению заповедей Божьих и на добрые дела.
Сура неразрывно связана с Иоанном Кронштадтским. К нам едут паломники, стремятся туристы. Каждый желает прикоснуться к святой сурской земле, окунуться в святом Никольском источнике. Предстательство святого праведного отца Иоанна, его молитвенное ходатайство не оставляют нас и в настоящее время. Любовь была и есть залог всей жизни, всех дел печальника Земли Русской.
И в заключении, я хочу привести слова Батюшки: “Где-то далеко-далеко, точно в другом мире, есть большие города с их шумной суетливой, а нередко и греховной жизнью; но звуки её не долетают до глухого Сурского уголка: здесь живут тихо, спокойно, размеренно, скромно и почти праведно” .
Мария Широкая,
ученица сурской школы