В декабре у нас особенный праздник – память святителя и чудотворца Николая. И еще сугубая наша радость, потому что в этот праздник – день ангела святого Царя-мученика Николая Александровича. Мы все знаем, сколько чудес было явлено заступничеством святого Царя-мученика еще накануне его прославления, свидетельством тому являются два тома почти в тысячу страниц, где собраны эти чудеса. А о святителе Николае, может быть, не собрано столько свидетельств, но если бы позаботились об этом, то, не знаю, уместно ли здесь слово Евангельское: самому миру не вместить этих чудес. И они продолжаются, эти чудеса заступничества святителя Николая. Недавно нам прислали письмо из Орловской епархии, в котором рассказывается об одном из таких чудес. Я позволю себе привести это свидетельство:
«Мою бабушку звали Мария Семеновна Крюкова, в девичестве Недородова, из графской семьи. А дедушка Василий Федорович был купеческого рода, орловский. Его отец был ктитором церкви в Домнино. Где-то здесь у них было большое родовое имение, его продали. Когда семья стала большая, купили дом в Мценске, так что в Мценске их хорошо знали. И вот, заболела моя бабушка раком прямой кишки неизлечимо. Врачи отказались ее лечить, обрекли. А она была еще молодая, дети. Она молилась. И снится ей сон, будто вешает она на чердаке своего дома белье, поворачивается и видит: стоит святитель Николай и говорит ей: “Сшей мне рубашку”. С тем она и проснулась. Они были богатые, но деньги все были у мужа. Она никому ничего не сказала, пошла и заложила в ломбард всё свое золото, все украшения и заказала монашкам Введенского монастыря, которые шили золотом, архиерейское облачение для службы святителю Николаю, золотое. А когда сшили, взяла старшую дочку, повязались они низко-низко платками как монашечки и пошли пешком из Орла в Мценск к его чудотворному образу в соборе. К вечеру пришли, облачение в большой коробке несли. Начинается всенощная, они вызывают алтарника и говорят: «Вот, возьмите. Одна женщина просила передать Николаю Чудотворцу, наденьте ему». И не сказалась, что от нее. И бабушка выздоровела. Рак у нее был неизлечимый. Очень чтила она святителя Николая.
И умерла она знаменательно. В 1919 году на летнего Николу выпал небывалый снег. Она старенькая уже была, болела. И дети, и внуки не пускали ее на всенощную. Сугробы, говорят, были, а утром все растаяло. А она: “Нет, пойду к Николаю Угоднику”. А как пришла, совсем слегла и уже больше не вставала. Перед смертью пришел священник из Никиты, причастил. Собрались все у ее кровати. Ночь, отблеск огня на кафельной печке, лежит она такая веселенькая, розовая. “Ой, дети, кто ко мне пришел!” А мы: “Бабушка, скажи, кто пришел, что ты видишь? Скажи”. – “Нет, нельзя говорить”. Мы плачем, встали все на коленочки: “Скажи, бабушка!” А она: “Николай угодник”. – “А что он говорит, бабушка, скажи”. – “Нет, детки, нельзя говорить. Три слова сказал”. И умерла с сияющими глазами в великой радости».
Таких свидетельств воистину, как мы исповедуем в нашем акафисте, «неисчерпаемое чудес море». Святитель Николай – это великий святой. И в то же время, мы все знаем, такой простой, доступный. К нему обращаются как к родному: «Николушка, помоги!» Недаром он выручает, когда квартирный вопрос или судебное разбирательство, или опасность какая, или позор. Попроси у Николая Чудотворца. Не бойся, попроси у него, он услышит тебя. Так всегда говорили на Руси: «Трудно тебе – скажи Николе Милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому». И мы, получая в ответ просимое, чувствуем, что это святой, который любит радовать. Что он при жизни дарил, и для него еще большая радость дарить сейчас. И видеть радость человека, когда ему дарят. Ведь самое главное в даре – видеть радость человека. Как радостно засияют глаза, загорится лицо. Для святителя Николая люди – как дети, которым он приносит подарки. А подарок – это надежда. Он святой – дарящий. Он и накануне Нового года, и зимой, и весной наполняющий всё праздником и сиянием. Как будто с ним снег теплей и цветы ярче. Зимой он предваряет Рождество Христово, и на всенощной его праздника на великом входе гремит рождественская стихира:
«Вертепе, благоукрасися. Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному. И волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите».
Церковь возвещает в этот праздник уже о приходе в мир Спасителя. А весной со святителем Николаем полнота весны, Пасхи Господней.
Задумаемся, почему святитель Николай такой милостивый и щедрый, такой безотказный. Потому что он знает, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. И потому святитель противостоит всякой тьме с отвагой и ревностью. Как часто нам недостает такой ревности там, где нужно действительно вступиться за оскорбляемую и попираемую святыню Бога и человека. И потому недостает нам Христовых любви и сострадания. Христова любовь всех обнимает собой, всем милосердует, всех хочет спасти, всех милует и жалеет. Но там, где она видит ересь и кощунство, она становится огненной ревностью, для которой невыносимо зло, угрожающее вечной гибелью многим. Так и святитель Николай заградил уста нечестивого Ария, так и святой Иоанн Златоуст заповедует нам: освяти свою десницу заушением еретика и кощунника.
Мы слышали чудо о дивной помощи святителя Николая, явленное в 1919 году.
Еще одно чудо, в том же году явленное, хочется вспомнить в связи с этим. Как пришли в храм красноармейцы, а впереди них комиссар, обвешанный гранатами. Не снимая фуражки, шагнул к иконе святителя Николая, где горело множество свечей. Он вынул изо рта папиросу и прикурил от свечи. И тогда вспыхнула свеча, раздался взрыв, разлетелся на кусочки этот кощунник, а никого из других, стоящих в храме, не тронуло.
Отчего сегодня у многих такое уныние? Оттого что ничего не видят кроме своих несчастий, оттого что такое равнодушие к истине, к поруганию человека и страданиям других людей. Оттого что нет великодушия и жертвенности. Что же мы ждем от сегодняшнего праздника святого, который любит всех радовать? И хочет всем нам подарить сегодня радость.
Есть две радости, говорит Господь. Радость принимать и радость давать. Мы все знаем слова Господа: блаженнее давать, чем принимать. Святые отцы называют радость принимать человеческой радостью, а радость давать – Божественной. Одна радость связана с другой. Нам, вообще-то говоря, нечего давать, пока не примем земное и небесное от Господа, но если мы будем только принимать и не отдавать другим, мы будем лишены Божественной радости. И когда кончится наша земная жизнь, вместо вечной радости у нас будет вечная мука. Господь и святые его, святитель Николай, радуются, когда мы отдаем то, что имеем, другим. И эта радость передается нам, так что уже сейчас мы можем ощущать в сердцах своих Божественное веселье, Христову благодать. Наивысшая радость, говорит преподобный Паисий Афонский, происходит от жертвы. Только жертвуя, человек вступает в родство со Христом, ибо Христос есть Жертва. Это подвиг всецелой отдачи себя, его являют прежде всего мученики. Не зря мы сегодня вспоминаем и святого Царя-мученика Николая, и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. И его являет святитель Николай в непрерывной все возрастающей радости милосердия, так что становятся видны в ней вифлеемские ясли, Крест и Пасха Господни, которым любовью своей святой хочет приобщить нас.
Источник:https://pravoslavie.ru/143483.html