logo

Иконография св.прав. Иоанна Кронштадтского

Иконография Иоанна Кронштадтского весьма обширна и разнообразна. Сохранилось значительное количество его прижизненных изображений различного типа и техники фотографий, живописных портретов, рисунков, скульптур.

Фотографии

Фотосалонная фотография

Поскольку еще при жизни  Иоанна Кронштадтского его святость была очевидна, практически каждый шаг всенародно любимого пастыря был документирован; собранные в альбом снимки могли бы составить подробную летопись жизни святого.

Вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского решением Святейшего Синода было определено поручить Издательской комиссии Училищного совета напечатать 40 тыс. портретов почившего и разослать их по всем церковным школам для размещения их там «на видном месте».  Большинство прижизненных изображений святого относится к 1890-1908 гг., более ранние портреты встречаются редко. Отсутствуют изображения Иоанна Кронштадтского в детском и юношеском возрасте. Не сохранилось фотографии и его отца.

Фотографии Иоанна Кронштадтского можно разделить на фотосалонные и натурные.  К первой группе относят фото, сделанные в различных фотоателье Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Ко второй группе натурных фотографий можно отнести:

  • постановочные фотографии, снятые во время официальных встреч;

    Во время путешествий
  • репортажные фотографии во время путешествий;
  • небольшое количество снимков в богослужебном облачении (при закладке храмов, крестного хода, во время проповеди). Отсутствуют снимки во время богослужения в Андреевском соборе, что объясняется цензурным запретом на съемку внутри храма.
  • Значительная часть снимков выполнена во время траурной процессии.

Все эти фотоснимки являются важнейшим источником не только для исследователей, но и для живописцев и иконописцев.

Портреты

Выполнил художник: Михаил Брянский

Живописные  портреты Иоанна Кронштадтского  образуют две группы: писанные с натуры и выполненные на основе фотографии.

К натурным относится поясной портрет святого 1891 г. худож. М.В. Брянского. На обороте холста надпись: « В С. Петербурге. 4 мая 1891 года. Написан с натуры в пять сеансов. Собственность дочери художника- Марии Михайловны Брянской. Благословение Отца Иоанна».

А также портрет кон. ХIX в, переданный в 1999 г. настоятелем Оптинского подворья в СПБ игум. Ростиславом (Якубовским) в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. Этот портрет по версии Т.И. Орнатской, правнучатой племянницы Иоанна Кронштадтского, мог быть написан И.Е. Репиным, т.к. по семейным воспоминаниям, художник выполнял в их доме набросок с натуры.

Другие портреты основаны на известных фотоснимках.

Интерес российского общества к личности Иоанна Кронштадтского был настолько велик, что в конце ХIX в- нач. ХX вв. многие его изображения тиражировались  в техниках гравюры, литографии, хромолитографии. Наиболее значительной является хромолитография на металле – поясной портрет, напечатанный при участии журнала «Русский паломник» в 1899 г. Этот портрет наиболее известен, именно его упоминает А.П. Чехов в описании о. Сахалин.

ИКОНЫ

Написание икон  Иоанна Кронштадтского связано с историей его почитания.

К прославлению в 1964 г.

За границей Православная Церковь прославила отца Иоанна Кронштадтского в 1964 году. В этом же году архимандритом Киприаном (Пыжовым) была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадского, представляющая его по пояс  в сиреневой рясе с красной  епитрахилью и свитком в руках. Текст на свитке цитирует слова апостола Павла: «Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится…». Примерно в это же время в Джорданвилле  был создан образ другого иконографического типа, на котором Иоанн Кронштадтский представлен благословляющим правой рукой  с литургической чашей в левой руке. Впоследствии именно этот иконографический тип был отправлен в Россию и стал наиболее распространенным.

В России отца Иоанна Кронштадтского причислили к лику святых только спустя четверть века, в 1990 г. Однако, еще до официальной канонизации была  написана икона святого праведного Иоанна Кронштадтского священником отцом Георгием (Иващенко) в 1988 году. При  этом она значительно отличалась от зарубежного образца: отец Иоанн изображен в голубой фелони, с потиром в левой и благословляющей правой рукой,  потир накрыт воздухом.

Для канонизации в иконописной мастерской Свято-Данилова монастыря в Москве была   специально

Канонизационная икона, 1990 г.

выполнена канонизационная икона святого: отец Иоанн изображен по пояс, фронтально, в зеленой фелони с золотым наперсным крестом, потиром в левой руке и указывающей на него правой рукой (образ написан  И.В. Волочковой под руководством И.В. Ватагиной). Позднее иконы такого же извода, такого же типа с некоторыми вариациями в личном письме, жесте правой руки и облачениях были созданы в Санкт-Петербурге многими другими иконописцами (С.И. Голубевым, В.О. Фронтинским, И.А. Кусовым , А. Кудрявцевой, А.В. Ивониной).

Благодаря многочисленным фотографиям и портретам современные иконописцы имеют возможность максимально точно передать внешнее сходство с Иоанном Кронштадтским.  Реалистичность изображения становится одной из особенностей в иконографии о. Иоанна.

Широкую известность приобрел поясной  образ святого Иоанна Кронштадтского с приложенной к нему подлинной епитрахилью пастыря, написанный А. С. Ефимовым  в 1992 г. Тип изображения соответствует иконе, написанной к канонизации, но манера исполнения более реалистична.

Реалистические тенденции в иконографии И. Кронштадтского порой получали оригинальное воплощение. Так на иконе, выполненной иноком Варсонофием на Св. Горе Афон в 2001 г. и подаренной Пюхтицкому монастырю, одежды святого писаны по образцу подлинной ризы И. Кронштадтского, хранящейся в музеи Пюхтицкой обители.

Существенно отличается от названных выше поясных икон святого праведного Иоанна Кронштадтского

Выполнил художник: Куликов В.

образ, подаренный художником  В. Куликовым

в Свято – Духов   монастырь в Боровичах. Он был написан в октябре 2002 г. под впечатлением от первых Таисиинских чтений в Боровичах. По словам самого художника,  основной идеей иконы является благословение отцом Иоанном всей современной Руси под покровом новопрославленной иконы  Божий Матери «Азъ есмь с Вами и никтоже на Вы». Святой праведный Иоанн Кронштадтский изображен в темном подряснике с Леушинской иконой Божией Матери в руках. Руки прикрыты белым платом. Очевидно, что в данном случае художник ставил перед собой задачу  отобразить еще одну грань личности святого: аскетизм, близкий подвигу преподобного.

Здесь мы сталкиваемся со второй особенностью иконографии Всероссийского Пастыря: на иконах с образом отца Иоанна можно увидеть  элементы чина не только праведника, к которому относится Батюшка, но и элементы преподобных, святителей, и даже пророков.

Так в качестве иконы Иоанна Кронштадтского, которая соответствует

Выполнил художник: А. Прокофьева

традиционному типу изображения святителей, следует назвать поясной образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, выполненный иконописцем А.И. Прокофьевой. Обычно с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой изображают святителей. Эта икона из Иоанновского монастыря, приобретшая известность в связи с мироточением. Кроме того примечательно, что в этой иконе  совместились традиции древнерусского и реалистического письма. Личное письмо выполнено близко к реалистической трактовке (с голубыми глазами, что не характерно для канонической иконописи), трактовка же  одежд близка к древнерусской стилистике.

Среди икон, в которых также подчеркнута наиболее характерная черта внешности отца Иоанна (ясные голубые глаза) следует отметить икону, написанную к 100-летнему юбилею Линтульской обители (1995 г.) финским иконописцем японского происхождения Петросом Сасаки.  В композиции этой иконы отражена еще одна грань личности Иоанна Кронштадтского ( пророческий дар). Иконописец изобразил кронштадтского пастыря со свитком в левой руке, поднятым вверх, как обычно изображают пророков. (см. иокну прор. Давида).

Интересно отметить, что финские иконописцы довольно часто обращаются к образу отца Иоанна.

Иконописец: Петрос Сасаки

Среди них можно назвать иконы, написанные епископом Арсением (Хейккинен)  для Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и художницей Маргит Линту для  кафедрального собора св. Николая чудотворца в Куопио в 2014 г.

Особняком стоит образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, написанный И.И. Пивником для правнучатой племянницы отца Иоанна  Т. И. Орнатской . Это оплечный образ Дорогого Батюшки – лик максимально приближен к  молящимся, что рождает чувство близкого, интимного общения со святым. Икона была освящена в день 115-летия Леушинского монастыря 16 сентября 2000г.   

Росписи

В последние годы появилось значительное количество образов св. Иоанна Кронштадтского в монументальных росписях, мозаиках, скульптуре и шитье. Одна из наиболее ранних росписей выполнена на стене соборного храма в Пюхтицах (масляная живопись по штукатурке), роспись Я. Шкандрия в церкви св. Максима Грека в Южной Корее ( Сеул, 1999г.), мозаичные образы на стене

Иконописец: И. Пивник

Владимирского крепостного собора в Кронштадте ( в рост со свитком и храмом в руках – Артель Арт, 2010 г.).

Росписи с изображением отца Иоанна Кронштадтского встречаются также и в храмах, посвященных другим святым или праздникам. Например, в храме св. Силуана Афонского (Тамбовская обл., пос. Новая Ляда, 2013 г., художник В. Шабалин) отец Иоанн изображен в одной из житийных композиций, где он благословляет св. Силуана на монашеское служение.

Практически в каждом новом храме Калининграда присутствует композиция с изображением отца Иоанна Кронштадтского Смысл этих изображений вполне ясен: Калининград является форпостом страны на северо-западном рубеже, а Иоанн Кронштадтский всеми православными людьми воспринимается как небесный покровитель северо-запада России.

Значительным явлением в духовной и художественной жизни России стало восстановление и освящение Никольского Морского собора в Кронштадте               (реставрация завершена в 2012 г.). В связи с этим появились новые изображения отца Иоанна Кронштадтского в технике перегородчатой эмали. Образ отца Иоанна присутствует на створке главных  входных дверей храма рядом с изображением  святителя Николая чудотворца. Над фигурами свт. Николая и праведного Иоанна Кронштадтского изображен Никольский морской собор, как символ идеальной церкви Христовой. В руках свт. Николая – евангелие, отец Иоанн держит икону преподобного Иоанна Рыльского.

Скульптура

В последнее десятилетие появился целый ряд скульптурных изображений святого праведного Иоанна

Автор: Г.Н. Бойко; скульптор: А. Соколов. г. Кронштадт.

Кронштадтского. Однако первым, и, возможно, пока лучшим из них является бронзовый памятник отцу Иоанну в Кронштадте.  Он установлен в 2008 г.  на площади перед домом Дорогого Батюшки. Автор проекта – архитектор Г.Н. Бойко,  скульптор А. Соколов. Аналогичный памятник открыт в Иркутске в 2016 г. возле храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной  Ксении Петербургской.

В  Москве первый памятник отцу Иоанну Кронштадтскому был установлен 14 июня 2015 г. (в день 25-летия канонизации) приходом во имя Всероссийского пастыря в Жулебино. Известный скульптор Андрей Голубев использовал для создания образа многие прижизненные портреты и фотографии отца Иоанна. Отец Иоанн изображен в рост с потиром в руках.

Известны также два бюста Иоанна Кронштадтского – один установлен в Ливадии, Ореанде у храма во

Скульптор: О. Радзиевич, Ливадия.

имя Покрова Богородицы (создан киевским скульптором Олегом Радзевичем),  другой  –  в культурно-просветительском центре имени Иоанна Кронштадтского, подарен известным скульптором Валерием Георгиевичем Моховым в 2014 г.

Одним из самых необычных и ярких по форме проектов памятника святому Иоанну Кронштадтскому является памятник, выполненный  в 2014 г. скульптором Сергеем Сорокиным. От других памятников Всероссийскому пастырю, это произведение отличается символической и новаторской композицией, на которой отец Иоанн словно бы окружен крыльями ангелов или лучами благодати (трактовка может быть разной).

В целом в разработке иконографии святого праведного Иоанна Кронштадтского заметны определенные тенденции. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения. Требование сходства с реальным лицом приводит к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере.  В большинстве икон трактовка образа св. Иоанна выходит за рамки того типа святости, к которому он был причислен, т.е. за рамки праведника: в иконах видны иконографические признаки святительского чина, чина преподобных и пророков. Такая широкая трактовка образа отца Иоанна оправдана особенностями его личности и подвижнического служения.

Несмотря на техническую приближенность изображений к реальности, написать икону о. Иоанна

Скульптор: С. Сорокин, 2014

довольно сложно. И мало образов близких душе. В завершении статьи приведем  слова человека, который увидел Батюшку  и 15 лет не мог забыть его взгляд.  Он написал: Эти выразительные свеверно-русские глаза смотрят на людей не для того, чтобы осмеять, не с тем, чтобы презирать, но затем, чтобы понять. И он действительно понимает часто то, что для других остается неразрешимой загадкой. Этот человек написал фразу, которая могла бы стать иконой, выраженной словами. И если кто-то из иконописцев воплотит их в образ и люди прочтут в этой иконе эти слова, то это станет самой почитаемой иконой о. Иоанна Кронштадтского. Взгляд Батюшки он выразил такими словами: « Глаза отца Иоанна жалеют, любят, молятся».

Используемая литература: статья С. Большаковой “Иконография о. Иоанна Кронштадтского”.