Иконография Иоанна Кронштадтского весьма обширна и разнообразна. Сохранилось значительное количество его прижизненных изображений различного типа и техники фотографий, живописных портретов, рисунков, скульптур.
Фотографии
Поскольку еще при жизни Иоанна Кронштадтского его святость была очевидна, практически каждый шаг всенародно любимого пастыря был документирован; собранные в альбом снимки могли бы составить подробную летопись жизни святого.
Вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского решением Святейшего Синода было определено поручить Издательской комиссии Училищного совета напечатать 40 тыс. портретов почившего и разослать их по всем церковным школам для размещения их там «на видном месте». Большинство прижизненных изображений святого относится к 1890-1908 гг., более ранние портреты встречаются редко. Отсутствуют изображения Иоанна Кронштадтского в детском и юношеском возрасте. Не сохранилось фотографии и его отца.
Фотографии Иоанна Кронштадтского можно разделить на фотосалонные и натурные. К первой группе относят фото, сделанные в различных фотоателье Санкт-Петербурга и Кронштадта.
Ко второй группе натурных фотографий можно отнести:
- постановочные фотографии, снятые во время официальных встреч;
- репортажные фотографии во время путешествий;
- небольшое количество снимков в богослужебном облачении (при закладке храмов, крестного хода, во время проповеди). Отсутствуют снимки во время богослужения в Андреевском соборе, что объясняется цензурным запретом на съемку внутри храма.
- Значительная часть снимков выполнена во время траурной процессии.
Все эти фотоснимки являются важнейшим источником не только для исследователей, но и для живописцев и иконописцев.
Портреты
Живописные портреты Иоанна Кронштадтского образуют две группы: писанные с натуры и выполненные на основе фотографии.
К натурным относится поясной портрет святого 1891 г. худож. М.В. Брянского. На обороте холста надпись: « В С. Петербурге. 4 мая 1891 года. Написан с натуры в пять сеансов. Собственность дочери художника- Марии Михайловны Брянской. Благословение Отца Иоанна».
А также портрет кон. ХIX в, переданный в 1999 г. настоятелем Оптинского подворья в СПБ игум. Ростиславом (Якубовским) в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. Этот портрет по версии Т.И. Орнатской, правнучатой племянницы Иоанна Кронштадтского, мог быть написан И.Е. Репиным, т.к. по семейным воспоминаниям, художник выполнял в их доме набросок с натуры.
Другие портреты основаны на известных фотоснимках.
Интерес российского общества к личности Иоанна Кронштадтского был настолько велик, что в конце ХIX в- нач. ХX вв. многие его изображения тиражировались в техниках гравюры, литографии, хромолитографии. Наиболее значительной является хромолитография на металле – поясной портрет, напечатанный при участии журнала «Русский паломник» в 1899 г. Этот портрет наиболее известен, именно его упоминает А.П. Чехов в описании о. Сахалин.
ИКОНЫ
Написание икон Иоанна Кронштадтского связано с историей его почитания.
За границей Православная Церковь прославила отца Иоанна Кронштадтского в 1964 году. В этом же году архимандритом Киприаном (Пыжовым) была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадского, представляющая его по пояс в сиреневой рясе с красной епитрахилью и свитком в руках. Текст на свитке цитирует слова апостола Павла: «Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится…». Примерно в это же время в Джорданвилле был создан образ другого иконографического типа, на котором Иоанн Кронштадтский представлен благословляющим правой рукой с литургической чашей в левой руке. Впоследствии именно этот иконографический тип был отправлен в Россию и стал наиболее распространенным.
В России отца Иоанна Кронштадтского причислили к лику святых только спустя четверть века, в 1990 г. Однако, еще до официальной канонизации была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадтского священником отцом Георгием (Иващенко) в 1988 году. При этом она значительно отличалась от зарубежного образца: отец Иоанн изображен в голубой фелони, с потиром в левой и благословляющей правой рукой, потир накрыт воздухом.
Для канонизации в иконописной мастерской Свято-Данилова монастыря в Москве была специально
выполнена канонизационная икона святого: отец Иоанн изображен по пояс, фронтально, в зеленой фелони с золотым наперсным крестом, потиром в левой руке и указывающей на него правой рукой (образ написан И.В. Волочковой под руководством И.В. Ватагиной). Позднее иконы такого же извода, такого же типа с некоторыми вариациями в личном письме, жесте правой руки и облачениях были созданы в Санкт-Петербурге многими другими иконописцами (С.И. Голубевым, В.О. Фронтинским, И.А. Кусовым , А. Кудрявцевой, А.В. Ивониной).
Благодаря многочисленным фотографиям и портретам современные иконописцы имеют возможность максимально точно передать внешнее сходство с Иоанном Кронштадтским. Реалистичность изображения становится одной из особенностей в иконографии о. Иоанна.
Широкую известность приобрел поясной образ святого Иоанна Кронштадтского с приложенной к нему подлинной епитрахилью пастыря, написанный А. С. Ефимовым в 1992 г. Тип изображения соответствует иконе, написанной к канонизации, но манера исполнения более реалистична.
Реалистические тенденции в иконографии И. Кронштадтского порой получали оригинальное воплощение. Так на иконе, выполненной иноком Варсонофием на Св. Горе Афон в 2001 г. и подаренной Пюхтицкому монастырю, одежды святого писаны по образцу подлинной ризы И. Кронштадтского, хранящейся в музеи Пюхтицкой обители.
Существенно отличается от названных выше поясных икон святого праведного Иоанна Кронштадтского
образ, подаренный художником В. Куликовым
в Свято – Духов монастырь в Боровичах. Он был написан в октябре 2002 г. под впечатлением от первых Таисиинских чтений в Боровичах. По словам самого художника, основной идеей иконы является благословение отцом Иоанном всей современной Руси под покровом новопрославленной иконы Божий Матери «Азъ есмь с Вами и никтоже на Вы». Святой праведный Иоанн Кронштадтский изображен в темном подряснике с Леушинской иконой Божией Матери в руках. Руки прикрыты белым платом. Очевидно, что в данном случае художник ставил перед собой задачу отобразить еще одну грань личности святого: аскетизм, близкий подвигу преподобного.
Здесь мы сталкиваемся со второй особенностью иконографии Всероссийского Пастыря: на иконах с образом отца Иоанна можно увидеть элементы чина не только праведника, к которому относится Батюшка, но и элементы преподобных, святителей, и даже пророков.
Так в качестве иконы Иоанна Кронштадтского, которая соответствует
традиционному типу изображения святителей, следует назвать поясной образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, выполненный иконописцем А.И. Прокофьевой. Обычно с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой изображают святителей. Эта икона из Иоанновского монастыря, приобретшая известность в связи с мироточением. Кроме того примечательно, что в этой иконе совместились традиции древнерусского и реалистического письма. Личное письмо выполнено близко к реалистической трактовке (с голубыми глазами, что не характерно для канонической иконописи), трактовка же одежд близка к древнерусской стилистике.
Среди икон, в которых также подчеркнута наиболее характерная черта внешности отца Иоанна (ясные голубые глаза) следует отметить икону, написанную к 100-летнему юбилею Линтульской обители (1995 г.) финским иконописцем японского происхождения Петросом Сасаки. В композиции этой иконы отражена еще одна грань личности Иоанна Кронштадтского ( пророческий дар). Иконописец изобразил кронштадтского пастыря со свитком в левой руке, поднятым вверх, как обычно изображают пророков. (см. иокну прор. Давида).
Интересно отметить, что финские иконописцы довольно часто обращаются к образу отца Иоанна.
Среди них можно назвать иконы, написанные епископом Арсением (Хейккинен) для Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и художницей Маргит Линту для кафедрального собора св. Николая чудотворца в Куопио в 2014 г.
Особняком стоит образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, написанный И.И. Пивником для правнучатой племянницы отца Иоанна Т. И. Орнатской . Это оплечный образ Дорогого Батюшки – лик максимально приближен к молящимся, что рождает чувство близкого, интимного общения со святым. Икона была освящена в день 115-летия Леушинского монастыря 16 сентября 2000г.
Росписи
В последние годы появилось значительное количество образов св. Иоанна Кронштадтского в монументальных росписях, мозаиках, скульптуре и шитье. Одна из наиболее ранних росписей выполнена на стене соборного храма в Пюхтицах (масляная живопись по штукатурке), роспись Я. Шкандрия в церкви св. Максима Грека в Южной Корее ( Сеул, 1999г.), мозаичные образы на стене
Владимирского крепостного собора в Кронштадте ( в рост со свитком и храмом в руках – Артель Арт, 2010 г.).
Росписи с изображением отца Иоанна Кронштадтского встречаются также и в храмах, посвященных другим святым или праздникам. Например, в храме св. Силуана Афонского (Тамбовская обл., пос. Новая Ляда, 2013 г., художник В. Шабалин) отец Иоанн изображен в одной из житийных композиций, где он благословляет св. Силуана на монашеское служение.
Практически в каждом новом храме Калининграда присутствует композиция с изображением отца Иоанна Кронштадтского Смысл этих изображений вполне ясен: Калининград является форпостом страны на северо-западном рубеже, а Иоанн Кронштадтский всеми православными людьми воспринимается как небесный покровитель северо-запада России.
Значительным явлением в духовной и художественной жизни России стало восстановление и освящение Никольского Морского собора в Кронштадте (реставрация завершена в 2012 г.). В связи с этим появились новые изображения отца Иоанна Кронштадтского в технике перегородчатой эмали. Образ отца Иоанна присутствует на створке главных входных дверей храма рядом с изображением святителя Николая чудотворца. Над фигурами свт. Николая и праведного Иоанна Кронштадтского изображен Никольский морской собор, как символ идеальной церкви Христовой. В руках свт. Николая – евангелие, отец Иоанн держит икону преподобного Иоанна Рыльского.
Скульптура
В последнее десятилетие появился целый ряд скульптурных изображений святого праведного Иоанна
Кронштадтского. Однако первым, и, возможно, пока лучшим из них является бронзовый памятник отцу Иоанну в Кронштадте. Он установлен в 2008 г. на площади перед домом Дорогого Батюшки. Автор проекта – архитектор Г.Н. Бойко, скульптор А. Соколов. Аналогичный памятник открыт в Иркутске в 2016 г. возле храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербургской.
В Москве первый памятник отцу Иоанну Кронштадтскому был установлен 14 июня 2015 г. (в день 25-летия канонизации) приходом во имя Всероссийского пастыря в Жулебино. Известный скульптор Андрей Голубев использовал для создания образа многие прижизненные портреты и фотографии отца Иоанна. Отец Иоанн изображен в рост с потиром в руках.
Известны также два бюста Иоанна Кронштадтского – один установлен в Ливадии, Ореанде у храма во
имя Покрова Богородицы (создан киевским скульптором Олегом Радзевичем), другой – в культурно-просветительском центре имени Иоанна Кронштадтского, подарен известным скульптором Валерием Георгиевичем Моховым в 2014 г.
Одним из самых необычных и ярких по форме проектов памятника святому Иоанну Кронштадтскому является памятник, выполненный в 2014 г. скульптором Сергеем Сорокиным. От других памятников Всероссийскому пастырю, это произведение отличается символической и новаторской композицией, на которой отец Иоанн словно бы окружен крыльями ангелов или лучами благодати (трактовка может быть разной).
В целом в разработке иконографии святого праведного Иоанна Кронштадтского заметны определенные тенденции. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения. Требование сходства с реальным лицом приводит к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. В большинстве икон трактовка образа св. Иоанна выходит за рамки того типа святости, к которому он был причислен, т.е. за рамки праведника: в иконах видны иконографические признаки святительского чина, чина преподобных и пророков. Такая широкая трактовка образа отца Иоанна оправдана особенностями его личности и подвижнического служения.
Несмотря на техническую приближенность изображений к реальности, написать икону о. Иоанна
довольно сложно. И мало образов близких душе. В завершении статьи приведем слова человека, который увидел Батюшку и 15 лет не мог забыть его взгляд. Он написал: Эти выразительные свеверно-русские глаза смотрят на людей не для того, чтобы осмеять, не с тем, чтобы презирать, но затем, чтобы понять. И он действительно понимает часто то, что для других остается неразрешимой загадкой. Этот человек написал фразу, которая могла бы стать иконой, выраженной словами. И если кто-то из иконописцев воплотит их в образ и люди прочтут в этой иконе эти слова, то это станет самой почитаемой иконой о. Иоанна Кронштадтского. Взгляд Батюшки он выразил такими словами: « Глаза отца Иоанна жалеют, любят, молятся».
Используемая литература: статья С. Большаковой “Иконография о. Иоанна Кронштадтского”.