logo

Мерзлая О.И. «…Священники Сурского прихода».

«Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме под руководством поставленного священника-настоятеля.»      В основе приходской жизни лежит служения: под руководством пастырей все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями».

За исключением случаев крайней необходимости, каждый прихожанин обязан был обращаться за совершением треб к своему приходскому священнику. В истории Сурского прихода известны имена некоторых настоятелей Никольского храма:

 

 

«Священник Георгий Маккавеев»

       Карьялайнен Валерий Григорьевич, краевед, исследователь, публицист.

 

Георгий Маккавеев родился в семье дьячка Клоповского прихода, что под Шенкурском. Духовно священник Георгий Маккавеев родился в Суре, под крылом святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Именно здесь в Суре великий святой увидел молодого расторопного дьякона, обладавшего к тому же красивым голосом, и выделил его. Отец Иоанн вообще любил хорошее церковное пение. Известно, что его любимцем в Суре долгое время был священник и заведующий школой Филитер Цветков, тоже обладавший певческим талантом. После смерти отца Филитера «доверенным лицом» Иоанна Кронштадтского в Суре стал Георгий Михайлович Маккавеев. В Сурской двухклассной церковно-приходской школе он преподавал Закон Божий и вел кружок переплетного дела.

Он много чего умел – делать любую крестьянскую работу, фотографировать, изготавливать мебель, сапожничать и портняжить. Суряне обращались к нему и за медицинской помощью. Поэтому не удивительно, что Иоанн Кронштадтский предложил ему стать главным распорядителем строительных работ по устройству женской обители в Суре. Отец Иоанн не ошибся в помощнике. О масштабах развернутых работ можно судить по письму Георгия Маккавеева Иоанну Кронштадтскому от 3 августа 1899 года: «Также нужно установить мельницу и локомобиль, жду лесопильную раму, она еще в дороге, кирпичеделательную машину будем устанавливать в будущую весну».

В сан священника Георгий Маккавеев, не без совета со Всероссийским Батюшкой, был рукоположен в 1900 году и определен ко храму святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Сурском Иоанно-Богословском женском монастыре. Отец Георгий отмечен церковными наградами: в 1904 году он награжден набедренником, в 1907 году – скуфьею.

4 июля 1911 года священник Георгий Маккавеев был переведен в Шотогорский приход Пинежского уезда.

Так, в хорошем приходе, в почете и уважении и дослужил бы до возраста, когда священники уходят на покой, не случись гражданской войны. Шотогоры переходили от белых к красным и наоборот два раза. Когда красные оставляли Шотогоры, они забыли в управе список из сорока трех человек, кого они собирались расстрелять. Он стоял в этом списке в первом десятке. Поэтому, когда в 1919 году красные опять начали наступать, отец Георгий и матушка Аполлинария Дмитриевна успели уехать в Архангельск. Детей у четы Маккавеевых не было. Остановились в доме лесопромышленника Кыркалова, уроженца Пинеги. А следом уже летела телеграмма: «Арестуйте священника Маккавеева, проспект Троицкий дом 58, дом Кыркалова, материал почтой».

На основании этой телеграммы 3 апреля 1920 года был выписан ордер на обыск и арест священника Маккавеева Г.М. За хранение антибольшевистской литературы батюшку на 6 месяцев отправили на принудительные работы в Архангельский лагерь. Приговор Георгию Михайловичу Маккавееву был вынесен коллегией Архангельской ВЧК «незамедлительно подвергнуть гр-на Маккавеева высшей мере наказания / расстрел/, как неисправимого врага Советской власти» и приведен в исполнение через пять дней – 11 ноября 1920 года в 5 часов утра. Отец Георгий реабилитирован посмертно 28 июня 1992 года.

У Валерия Георгиевича есть еще несколько очерков о священниках, среди них история жизни еще одного из священников Сурского прихода – Александра Иванова.