Перед Вами, благоговейный читатель, впервые издаваемые дневники великого русского подвижника — святого праведного отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Ранее они никогда и нигде не печатались, пребывая на хранении в Государственных архивах в виде рукописного авторского текста.
В первом томе многотомного издания содержатся глубокие духовные размышления на тексты Священного Писания. Как известно, первый год своего пастырского служения отец Иоанн Кронштадтский посвятил тщательнейшему изучению богооткровенных текстов. Святой праведный отец Иоанн излагает свои духовные созерцания в полном и неразрывном единстве с православной традицией святых отцов Церкви.
Предлагаемое издание и актуально, и исключительно своевременно. По существу, оно второе явление великого всероссийского пастыря и чудотворца в наши дни. Изучая эти драгоценные и по милости Божией вновь открытые для нашего христианского осмысления записи, понимаешь, что перед нами — предельно честная, без грани какого бы то ни было утаивания или недосказанности, живая исповедь души великого всероссийского пастыря и проповедника, которая изначально предназначалась и для нас. Вот собственные слова святого по этому поводу, записанные в его дневнике: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто–нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге…».
Наверное, ни один святой в истории Вселенского Православия (за исключением, может быть, блаженного Августина и его «Исповеди») не оставил после себя столь подробных и душеполезных описаний своего сугубо личного опыта прожитой жизни, своей напряженной и ни на минуту не прекращавшейся внутренней духовной борьбы.
Нет сомнения в том, что в публикуемых дневниках читатель — мирянин и священнослужитель — найдет самые убедительные и врачующие душу пастырские ответы на реальные и практические вопросы своей духовной жизни. И в этом непреходящая практическая ценность данного издания для нас, сегодняшних христиан, живущих в исключительно сложной духовной атмосфере, весьма напоминающей обстановку начала XX столетия — по разгулу культа плоти, потребительства, духа поклонения маммоне, духовной всеядности и продолжающегося — уже во всемирном масштабе — процесса апостасии.
Молитвенно надеемся, что это многополезное издание со временем полностью выйдет в свет, — к нашему общему духовному вразумлению, во славу святой Православной Церкви и на благо спасения во Христе Иисусе, Господе нашем.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II
Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. Благодарю Тебя, Творче и Избавителю мой, что Ты указал мне пути жизни, именно – путь любви к Тебе, созерцания Твоих совершенств, путь любви моей к ближнему…
Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Буду и я, хотя мысленно, прикасаться к Тебе, Жизнодавче, верою, и от этого получу я пользу. Полнота Божественной силы Твоей бесконечно велика…
Милость, оказанная брату, вменяется нам в заслугу любви и будет вознаграждена. Ни одна жертва, принесенная на алтарь любви, не будет забыта Богом, Который есть Любовь. Потому всякий усердствуй, так или иначе, в любви к брату, снисходя ему в его слабостях, да и Бог, видя твою любовь, хотя в малой мере оказываемую, возлюбит тебя много и простит тебе твои слабости…
Если ты умный и образованный человек, но если сердца не имеешь, то ты никуда не годный человек, потому что тогда ты не имеешь ни живой веры, ни надежды, ни любви христианской. Сердце – душа всех добродетелей, сердце – престол Господень в христианине, сердце – алтарь веры и любви, сердце – седалище, чувствилище и столп истины. Сердце – око христианина, духовный слух его, духовный вкус, обоняние и осязание…
Бог соединил с Собою человеческое естество в лице Богочеловека. Как же надо почитать и любить каждого человека, особенно христианина! Потому и сказано: в почтительности друг друга предупреждайте [Рим. 12, 10]. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [Еф. 5, 30]…
Как грех входит в душу мгновением помысла, так тем же мгновением помысла о его лживости и выгоняй его из сердца. Например, твое сердце омрачит мгновенный лукавый помысл о ком-либо из ближних и уязвит тебя: чтоб излечиться от этой сердечной язвы, скажи себе во глубине души, что этот мгновенный помысл – ложь, ничто, и смятение твое исчезнет…
Я – ничто, всё благое во мне – Господь. Так и во всех Ангелах и святых. Всяческая и во всех Христос [Кол. 3, И].
Мы – одно тело любви.
С одинаковым усердием и благоговением читай молитвы как сегодня, так завтра и всегда. Бог один и тот же, и дух мой один и тот же.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь…
Вочеловечился Господь, чтоб исцелять наши немощи, чтоб очищать грехи наши, носить бремена наши, избавлять нас от скорбей наших, быть светом нашим, покоем нашим, силою нашею, Избавителем нашим.
Если Господь и Сына Своего Единородного не пощадил, но за нас всех предал Его, то как с Ним не даст нам всякого блага? [Рим. 8, 32]. Только будем Его держаться неуклонно да каяться нелицемерно…
Кто любит Бога, тот стремится быть святым, тот всячески и непрестанно огребается от плотских похотей, воюющих на душу, – а не любящий Бога не заботится об этом. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев. 19, 2]. Надо иметь жадность не к земным благам, а к небесным; жадность к земному есть следствие греховного растления нашего сердца, есть лесть змия, гнездящегося в нашем сердце. Горняя мудрствуйте, сказано, а не земная [Кол. 3, 2]…
Слава Тайнам Твоим, Христе, – и еще скажу: слава Тайнам Твоим. Слава простоте веры во Святые Тайны Твои! О пребожественные, о, предейственные, пресильные, всемогущие Тайны, слава вам. Слава Тебе, Господи!
Господи! Даждь мне благодать к Тебе единому пылать любовию, к Тебе единому, превожделенному прилепитися всем сердцем, с Тобою, неистощимым источником живота, соединитися и охладети ко всем мирским сластям и вещам многоразличным. Господи! С Тобою и в Тебе я буду всегда сыт Тобою, одет Тобою, украшен Тобою, согрет Тобою, укрыт от бурь и непогод Тобою, совершенно безопасен Тобою. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [Мф. 6, 33]…
Гордецу неприятно, когда от него требуют смирения пред другими; завистливому, когда требуют доброжелательства врагам; мстительному, когда требуют прощения и примирения; сребролюбцу, когда напоминают ему об уплате долгов; чревоугоднику, когда говорят ему о посте и о спасении души. Но они должны побеждать в себе свои чувства и страсти, с радостью делать то, чего от них требуют, или требует Евангелие. Иначе, предаваясь нераскаянно, неисправленно страстям своим, они вовеки погибнут…
Пение священных песней прогоняет страсти. О, какая благодать, сладость, мир, святыня водворяется в сердце при пении их!
Во время богослужения не сослужащий отец диакон бывает виноват, а твое расположение сердечное и общий искуситель. Признай это искренно – и минует искушение.
Во времени живем для вечности, и время дано для вечности. Помните это. Всяческая суета всяк человек живый [Пс. 38, 6]…
Чудовище я, а не человек: одних – низкого сословия людей – пренебрегаю, а других – знатных и богатых – боюсь, красивым – прельщаюсь, между тем как я с одинаковою христианскою любовию и уважением должен смотреть на всех.
Ты насытился горечью и скорбью души своей – поделом: видно, ты сам сильно огорчил Господа какими-нибудь грехами; главное же, причина твоих скорбей суть страсти твои и прихоти твои…
Стократно благодарю Господа, яко паки и паки весь исполнихся неистощимыя благодати и жизни Его в причащении Святых, небесных, животворящих и страшных Его Таин и удостоился разрешения всех грехов моих, мира, радости, бодрости, дерзновения, силы и всякого Божественного дарования и победы над врагами невидимыми. 15 ноября. Воскресение…
Крестное знамение священника или архиерея есть объявление благословения, или благоволения Божия человекам во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, трогательный обряд! Блажены все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при преподании благословения верным! Пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их [Чис. 6, 27]…
Пример поразительной простоты и смирения показали [дети] пред соборованием матери их святым елеем: все падали к ней в ноги, прося со слезами прощения. Так все должны смиряться пред своими родителями. А так ли у людей нынешнего века?.. Многие, многие не почитают и обязанностию чтить и питать своих родителей…
К чему мы готовимся или куда шествуем? К воскресению мертвых, к Страшному всеродному Суду, к встрече Христа, Сына Божия, во славе неизобразимой, к вечной жизни на небесах со Христом и со святыми. Как должно готовиться! Как непрестанно помышлять об этом! Как исправляться, очищаться, украшать себя добродетелями, чистотою, милосердием, любовию, простотою, незлобием, воздержанием, послушанием, терпением!
Входя в храм во время богослужения, вы входите как бы в иной мир, для вас как бы исчезает время и начинается вечность, вы весьма часто слышите хвалу вечному Существу – Богу, да и священник тайно в каждой молитве возносит хвалу Предвечному…
6 июня. Благодарю Господа за бесценную, животворящую литургию (раннюю) в Думской церкви; я был мертв духом – она оживотворила меня чрез причастие пречистых и животворящих Таин Владычних. Обедню совершил добропорядочно, хотя на великом входе сердце парализовано было врагом…
Крестное знамение полагаем на челе, сердце и плечах (раменах) для напоминания о том, что Святая Троица должна быть у всех нас в мыслях, в сердце и во всех делах, что мы должны любить Бога всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию, что Святая Троица просвещает наш разум, оживляет сердца наши и направляет деятельность нашу, наставляет на путь спасительный и помогает во всех делах наших…
Как надо было мне отнестись к отцу Павлу по-христиански, по-братски? Не подозревать его в неге, в лености, в небрежении к службе, в ненависти и презрении ко мне, а просто надо было взглянуть на его поступок, что по болезни или по недосугу не пришел в церковь, надо было искренно снизойти к его старческим немощам к его начальственной воле и самостоятельному самоопределению в действиях, искренно пожалеть его и пожелать ему всякого добра из глубины любящего, а не ненавидящего, завидящего и презирающего сердца. Ибо и сам могу подвергнуться немощам…
Дневник. Том XXVI. 1890–1894, 1896–1898, 1908
5 марта. Суббота Первой недели поста. Враг тайно внушает и нудит душу презирать Бога и всё Божественное – всё святое, доброе, честное, прекрасное, а ты научись твердо и непрестанно презирать врага и всё вражеское, бесовское, всякое лукавство, всякий грех и возлюбить крепко, даже до смерти, всякую правду и святыню…