logo

Книга Животовского С.В. «На север с отцом Иоанном Кронштадтским»

В этом году 14 июня Русская Православная Церковь отмечает 30-летний юбилей со дня прославления в лике святых св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Никольский храм
Отец Иоанн благословляет Суру из окна дома о. Георгия Маккавеева

В день праздника в монастырской трапезной Сурской женской обители сестры слушают чтение книги Сергея Васильевича Животовского «На север с отцом Иоанном Кронштадтским».  Живое повествование автора книги о приезде Батюшки на свою родину в село Сура Архангельской области ярко рисует образ отца Иоанна. Временное расстояние сокращается и кажется, что Батюшка сейчас здесь в Суре, и радость от его пребывания разливается по всем улицам села. Отец Иоанн Кронштадтский  возвел на своей родине величественный Никольский храм, открыл женскую обитель, организовал церковно-приходскую школу, построил  сельский магазин, в котором для жителей по сниженным ценам продавали хлеб, а также пекарню, исправно работающую и по сей день. Монастырь при жизни Батюшки был довольно многочисленный (свыше ста сестер посвятили свою жизнь на служение Богу) и вел широкую как просветительскую, так и хозяйственную деятельность. У монастыря был свой грузовой пароход «Святитель Николай», лавка, кирпичный и мукомольный завод. Все заводы располагались вдоль реки Суры. Автор книги «На север с отцом Иоанном Кронштадтским» описывает, как батюшка в свой приезд посетил завод по обработке древесины, и с каким вниманием и терпением он ждал пока бревно целиком не вошло в станок и с противоположной стороны не вышло ровно обрезанной доской. Все заводы работали под присмотром монастырского священника Георгия Маккавеева. В его лице матушка игумения нашла не только предстоятеля пред престолом Божиим, но и талантливого организатора и строителя. Его дом, построенный по его собственному проекту, и сейчас выделяется из общих построек села Суры. А внутреннее убранства и удобства дома: зеркала, обои, водопровод, – в то время могли поставить его в один ряд с помещичьей усадьбой. Ныне в доме Георгия Маккавеева находится зимний домовой храм, освященный в честь о. Иоанна Кронштадтского, а с торца здания открыт музей для паломников и гостей Суры.  Животовский С. В. пишет еще об одной особенности Суры: от дома отца Георгия до дороги были проложены мостки, поскольку песка в Суре было так много, что нога утопала в нем, и затрудняло движение.

Батюшка отец Иоанн любил останавливаться в доме отца Георгия. В комнате на втором этаже он, стоя у окна, любовался Сурой, украшенной монастырскими белыми постройками.  В годы жизни Батюшки помимо Никольского храма в Суре были построены монастырская церковь в честь апостола Иоанна Богослова, а также храм Живоначальной Троицы в монастырском скиту. Место под  скит – корабельную рощу с соснами небывалой высоты, предназначенными для строительства судов, –  отец Иоанн испросил у государя Николая II. Восторгаясь красотой скита, Батюшка писал: «Дивное место, как Сион Святый». В 1915 г. уже после смерти Батюшки был освящен также пятикупольный Успенский собор в центре села.

Троицкий Скит Сурской обители

Очень любил отец Иоанн Суру и, несмотря на трудности пути, последние годы своей жизни часто посещал свою малую родину. Все превратности, с которыми приходилось сталкиваться, добираясь до Суры и обратно, без прикрас отразил в своей книге спутник отца Иоанна – Животовский С. В.  Отправляясь в обратный путь, путешественникам необходимо было преодолеть внушительное расстояние на лошадях, ежеминутно подпрыгивая на корнях деревьев. К тому же нужно отметить, что местность между Сурой и Архангельском была довольно холмистая, что добавляло свои неудобства.  Животовский  пишет, как ямщик, указывая на одну гору, назвал ее «архиерейской». На вопрос, почему же она получила такое название, ответил: даже архиерею нужно вылезти из саней, чтобы лошади смогли взвести поклажу наверх,- так крут подъем.

Храм ап. Иоанна Богослова, колокольня Успенского собора

На санях в этих местах можно было ездить и зимой, и летом. Зимой – по снежному насту, а летом – по мягкому лесному мху. Но такой почести удостаивались только высокие чины да отец Иоанн. Так народ выражал свою любовь и почтение к дорогому земляку.

Окончив путь на лошадях, паломники должны были продолжить  путешествие на пароходе сначала по мелководной реке, то и дело остерегаясь опасности сесть на мель, а затем и по большой воде до Архангельска.

Прошло больше века  с момента последнего посещения батюшкой Суры, а она по-прежнему хранима его покровом. Святая обитель потихоньку оправляется от десятилетий безбожной власти, затеплилась молитва первых сестер, и начинают вставать из руин те самые белые монастырские постройки горячо любимые отцом Иоанном.