Святитель Николай Сербский, еп. Охридский и Жичский. Житие прп. Иоанна Лествичника

4 неделя Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

Произведение прп. Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

ГруппаСтупени
Борьба с мирской суетой
(ступени 1–4)
1. Отречение мирского жития
2. Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
3. Странничество (уклонение от мира)
4. Послушание
Скорби на пути к истинному блаженству
(ступени 5–7)
5. Покаяние6. Память о смерти
7. Плач о своей греховности
Борьба с пороками
(ступени 8–17)
8. Кротость и безгневие
9. Удаление памятозлобия
10. Несквернословие
11. Молчание12. Правдивость
13. Отсутствие уныния и лености
14. Борьба с чревоугодием
15. Целомудрие
16. Борьба со сребролюбием
17. Нестяжание
Преодоление преград в аскетической жизни
(ступени 18–26)
18. Искоренение нечувствия
19. Малый сон, усердие к братской молитве
20. Телесное бдение
21. Отсутствие боязливости и укрепление в вере
22. Искоренение тщеславия
23. Отсутствие гордыни
24. Кротость, простота и незлобие
25. Смиренномудрие
26. Низложение страстей и укрепление добродетелей
Душевный мир
(ступени 27–29)
27. Безмолвие души и тела28. Молитва29. Бесстрастие
Вершина пути – союз трёх главных добродетелей
 (ступень 30)
30. Вера, надежда и любовь

Автор знаменитой «Лествицы». 16-летним подростком пришел откуда-то на Синайскую гору, да так и остался там  сначала как послушник, затем как отшельник и, наконец, как синайский игумен  до своего 80-летнего возраста, достигнув которого он и скончался около 649 года.

Его жизнеописатель, монах Даниил, говорит о нем: «Телом вознесся он на гору Синайскую, а духом – на Гору Небесную». У своего духовного отца Мартирия провел он в послушании 19 лет.

Преподобный Анастасий Синайский, увидев однажды юного Иоанна, прорек о нем, что будет он игуменом Синайской горы. По смерти своего духовника Иоанн удалился в пещеру, где в трудных подвигах прожил 20 лет. Как-то раз его ученик Моисей заснул в тени огромного камня. Иоанн, стоя на молитве в своей келье увидел, что его ученик находится в опасности и начал молиться о нем Богу. Когда немного позднее Моисей пришел к учителю своему, то пал на колени и поблагодарил своего духовного отца за то, что спас он его от неминуемой гибели. Он рассказал, что услышал во сне, как Иоанн зовет его, и немедленно вскочил – и в тот же миг камень упал. Если бы не вскочил он на ноги, то камень убил бы его.

По настоянию братии Иоанн принял игуменство и управлял спасением человеческих душ с ревностью и любовью. Услышав однажды упрек в свой адрес, что он якобы многоглаголив, Иоанн не рассердился, а умолк и целый год не промолвил ни слова, пока братия не упросила его отверзть уста и продолжить поучать ее своей богоданной мудростью.

Однажды в Синайский монастырь пришло 600 паломников. На трапезе все видели некоего расторопного юношу в еврейской одежде, прислуживавшего гостям и дававшего распоряжения другим слугам. Внезапно этот юноша исчез. Когда все озирались по сторонам и спрашивали друг друга куда мог исчезнуть юноша, Иоанн сказал: «Не ищите его. Это пророк Моисей послужил нам на своем месте».

В период своего безмолвия в пещере Иоанн написал многие душеполезные книги, из коих наиболее прославленной и поныне часто читаемой является «Лествица», в которой описывается путь восхождения души к Богу, как по некой лестнице. Перед смертью Иоанн назначил игуменом своего брата по плоти, Георгия. Но тот сильно скорбел от разлуки с Иоанном. Тогда Иоанн сказал ему, что, если удостоится близости к Богу в мире оном, то помолится о том, чтобы и он, Георгий, в тот же год был взят на небо. Так и случилось. Спустя 10 месяцев Георгий почил и поселился среди небесных граждан, как и великий его брат Иоанн.

Как некий факел на горе Синайской,

Блистал Иоанн в небесном свете райском,

И плоть он укротил, и благодать стяжал,

И тридцать ступене́й к победе насчитал.

Стратегию пречудную и тактику

Как дар он завещал благому ратнику,

Желающему мудрости учиться –

В духовной брани – и успеха в ней добиться.

«Лествица» пречудная, Духом описа́нная

Есть Венец сей брани, его заслуга главная.

Когда Иоанн в себе страсти попрал –

Сей дар драгоценный от Бога приял.

Его передал он монахам навеки

Как хронику жизни души человека.

Кто к небу из праха желает взойти,

Тот должен чрез муки и скорби пройти.

Об этом та хроника всем возвещает,

Надежду и веру нам в души вселяет.

Святой Иоанн, просвещенный от Бога,

Оружие светлое дал нам в дорогу.

Теперь он пред Богом стоит на молитве,

Чтоб помощь нам подал Господь в каждой битве,

Чтоб руку Он нам протянул при исходе,

Когда мы к Нему по ступеням восходим.

Рассуждение:

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Кто гордится в себе своими слезами, осуждая умом своим тех, кто не плачет, тот подобен человеку, который просит у царя оружие против врага, но сам себя им убивает».

Если сердце твое смягчилось либо от покаяния пред Богом, либо от познания бесконечной к тебе Божией любви, то не превозносись перед теми, чьи сердца еще черствы и грубы. Вспомни, сколь долгое время и ты ходил с окаменевшим сердцем.

В одной больнице лежали семь братьев. Один из них, едва оправившись от недуга, поспешил выказать братскую любовь и со тщанием послужить остальным своим братьям, чтобы и те встали на ноги. Будь и ты, как тот брат. Всех людей считай своими братьями, причем братьями больными. И если почувствуешь, что Бог даровал тебе некое здравие раньше, чем им, знай, что это даровано тебе по милости, чтобы и ты, будучи здоров, послужил другим болящим. Чем подобало бы тебе тут гордиться? Как будто грязную лужу можно вылизать саму собой, а не смыть ее из некоего источника, более глубокого и чистого.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) /
пер. с серб. Сергея Фонова. – Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). /
Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. – 2008. – 431 с.