logo

3 марта. Неделя о блудном сыне

На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу.

В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских». Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.

9 марта – Вселенская родительская суббота – день сугубого поминовения усопших православных христиан. У Бога нет мертвых, у Него все живы. Тело Христово состоит как из членов земной, странствующей Церкви, так и из членов Церкви Небесной, торжествующей. И эта Вселенская полнота молится в этот день Богу о всех – от Адама и до сего дня усопших ее членах. Традиция поминать усопших имеет древнюю историю и восходит еще к апостольским временам. Уже в V веке преподобный Савва Освященный фиксирует в своем уставе этот обычай, ссылаясь на его древность. Все мы будем в этот день молиться Богу о упокоении не только своих сродников, но и всех от века усопших христианах.

Притча о блудном сыне:

Причта о блудном сыне. Великий пост.

Мы встречаем образ блудного сына, где видим воочию, что случается с человеком, который покаялся, вернулся домой в глубоком раздумье о том, какова его жизнь перед лицом Божественной святости. Мы видим человека, который встречен Богом. Вы, наверное, обратили внимание на слова сегодняшнего Евангелия, где говорится о том, что когда блудный сын был еще далеко от отчего дома, отец его увидел и поспешил к нему навстречу, и пал ему в объятия, и целовал, и ласкал, и жалел его.

В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о блудном сыне

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о возвращении блудного сына (Лк. 15:11-32). Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, разрушающий целомудрие человека, означает «заблуждение». «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу вред. В отстраненном от веры в Бога общественном сознании утвердилось мнение, что никакого вреда для человеческого тела блудный грех не приносит — за некоторыми исключениями, о которых все хорошо знают. Это неверно. Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь ― вред человеческому телу приносит прикосновение к нему темной силы. А через блуд злая сила прикасается к человеку, потому что человеческое тело призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа (1Кор. 6:19).

Человек повреждает себя блудной страстью и, в конце концов, становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: «блудники … Царствия Божиего не наследуют» (1Кор. 6:9-10). Что же означает в свете этих грозных слов удивительная притча о блудном сыне, который, получив наследство от отца, пошел в страну далече и там расточил с блудницами все, что ему досталось? И почему отец не прогнал его, когда он, умирая от голода, решил вернуться в дом отчий? Ведь это так естественно, по-человечески понятно: предал отца, семью, родных, забрал деньги, ушел, расточил все в блуде ― так, может быть, надо наказать и изгнать такого из общения? Но отец принимает блудного сына, облачает его в лучшие одежды и на палец его возлагает перстень, и разбитые в кровь босые ноги омываются водой и облачаются в обувь, и закалывается телец упитанный, чтобы радость о возвращении блудного сына разделили другие… Совершенно очевидно, что отец, принявший блудного сына, ― это Сам Бог. Сегодня в роде нашем «прелюбодейном и грешном» грех блуда распространен настолько, что поражает почти каждого человека, и у многих может возникнуть отчаяние, ведь блудники Царствия Божия не наследуют… Однако нет такого греха, кроме хулы на Духа Святаго, который бы Бог не простил (Мф. 12:31), если человек искренне в этом грехе раскаивается. А что значит раскаяние? Раскаяние означает осознание своей неправды, своего заблуждения. И если человек понимает, что совершает грех, что это действительно разрушает его душу, если он приходит к Богу и, подобно блудному сыну, со слезами просит открыть для него двери родительского дома, ― Господь прощает согрешившего. Но, к сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь ― только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время.

Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. Хотя, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают  человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех ни при каких обстоятельствах. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех мистически разрушает душу и тело человека. Мы вспоминаем притчу о блудном сыне в преддверии Великого поста ― особого времени в жизни каждого человека. Пост дается нам для того, чтобы мы обо всем подумали, помолились, оценили свою жизнь, свои поступки, свои мысли, подвергли их беспристрастному суду ― суду голоса совести, помолились Господу о прощении своих грехов и об избавлении от греховного плена. И пусть для каждого из нас притча о блудном сыне станет великим источником надежды на то, что Бог простит нас, исцелит от грехов ― и настоящих, и прошлых, поможет обрести мир и радость жизни в общении с Ним в доме Отчем.

20 февраля 2011 год

Источник: valaam.ru
pravoslavie.ru