logo

17 марта. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост.

Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться.

Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Заговенье на любую пищу животного происхождения — последний день перед постом.

Первая книга Моисеева. Бытие, глава 3:

Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1-го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божией, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского в неделю Сыропустную

«Милостиве, помилуй мя падшего» (Кондак Сыропустной недели).

В нынешний воскресный день св. Церковь воспоминает всебедственное и всеплачевное падение наших прародителей Адама и Евы, и изгнание их из рая сладости. – Ужасно было это падение, как падение образа Божия в человеке, как лишение прекрасного всеблаженного подобия в нас Божия, и искажение всего прекрасного существа человеческого – души и тела – падение и омрачение ума, чувства или сердца и свободной святой воли, – извращение всех чувств телесных: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, поработившихся падшей душе и сделавшихся орудиями греха.

Из свободного, блаженного существа человек сделался весь пленником греха, пленником бесчисленных страстей, пустивших адские корни во все существо человека, рабом и храминою падших духов. Образ Божий первочеловеки изменили в образ вражий, утратили блаженную, святую целость души и восприняли лукавство врага, сильное стремление на зло, гордость, непокорность, злобу, зависть, холодность и отчуждение от Бога, лишились нетления и причастились смертоносному тлению; сделали все чувства свои орудиями тления и бесчисленных земных пристрастий; тело сделали гнездом и рассадником бесчисленных болезней и всяких уродств и калечеств, видимых доселе в роде человеческом; целое море грехов, скорбей и бесчисленных болезней восприняло в себя существо человеческое вследствие своей неверности Богу и отпадения от Него и сочетания с врагом, источником всякого зла и тления. Вся тварь вооружилась для отмщения врагу Божию, каковым стал человек; она стала мстить ему бурями, потопами, огненными и серными дождями, землетресениями, провалами, огненными извержениями, неурожаями и голодом, градобитиями, потоплениями. Вот что произошло с родом человеским вследствие его падения и непослушания Богу Творцу своему – но это еще далеко не все. Люди по причине греха, лишились единства речи и расы и разделены были на разные племена с различными языками и наречиями и – это для их же блага, чтобы удержать разлитие зла; стали враждовать друг против друга, воевать друг с другом и похищать чужое имущество, чужие владения; начались кровопролитные войны и земля по временам обращается как бы в военный лагерь; изобретены тысячи смертоносных орудий для поражения друг друга; сделались обычными явлениями частые убийства, самоубийства, мятежи, буйства, непокорность младших старшим, детей родителям, подчиненных властям и подданных царям и правителям, – неуважение брачных союзов и частое расторжение их и бросание детей на произвол; – земля стала местом всяких неправд, ужасов, притеснений одних другими, горя, стонов, плача и воздыханий. Одни из людей овладели бесчисленными богатствами и предались безмерной роскоши, – другие обеднели в конец и лишились насущного хлеба вследствие ли лености и бездействия, или бездолия и болезни или вследствие алчности и притеснения богатых. – Вот что сделал и делает грех, вот какие последствия возымело падение первых человеков, казавшееся и теперь многим кажущееся малым и простительным, т.е. нарушение Адамом и Евою одной малой, легкой заповеди о невкушении плодов древа познания добра и зла. – Вот смотрите теперь, – к чему, к каким бесчисленным и страшным бедствиям привело людей преслушание Творческой заповеди, и после этого, если хотите, если вы обезумели, – шути́те грехом, предавайтесь невоздержанию, творите всякий вид греха, – но и ждите тогда строгого, праведного возмездия от правосудного Творца, если не образумитесь и не обратитесь, не покаетесь, не исправитесь и не будете Ему служить со страхом и трепетом.

Таково человечество согрешившее и согрешающее доселе; таков мир прелюбодейный и грешный (Мф. 12:39), по слову Господа; и что было бы с ним, если бы не умилосердился Господь над ним и не послал Искупителя миру Сына Своего единородного? Он бы низвергся в ад в след за искусителем и поработителем его диаволом, подобно всем падшим духам. Но прельщенный змием-искусителем человек удостоился сострадания от Бога, и в конец времен пришел Искупитель, совершил славное и всеспасительное дело Свое, исполнил всю правду Божию за нас, научил нас творить волю Божию, показал пример, дал все силы к животу и благочестию (2Пет. 1:3), пострадал за нас, разрушил проклятие, которому мы все праведно подпали, дал благословение, умер и воскрес, победив нашу смерть и даровав воскресение, открыл верующим путь на небо; основал Церковь единую святую, соборную и апостольскую, дал пастырей людям, установил таинства спасительные, поучение непрестанное в руководящем и просвещающем Слове Божием, установил святые посты вместо гибельного невоздержания. Теперь остается только слушаться учения Христова, держаться твердо руководства Церкви и – спасаться. Аминь.

24 февраля 1902 год

Источник: azbyka.ru