Слово на недѣлю Ваій. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій

Скажите дщери Сіоновой: се, Царь твой грядетъ къ тебѣ кроткій, сидя на ослицѣ и молодомъ ослѣ, сынѣ подъяремной (Матѳ. 21, 5)

Идучи на вольную, міроспасительную страсть въ Іерусалимъ, Господь восхотѣлъ посѣтить на пути болѣвшаго друга Своего Лазаря и сестеръ его Марѳу и Марію, и такъ какъ по Божественному всевѣдѣнію предвидѣлъ его кончину, — совершить славное воскрешеніе его изъ мертвыхъ во увѣреніе общаго воскресенія всего рода человѣческаго. Чудо воскресенія четверодневнаго мертвеца уже предавшагося разложенію, наиболѣе всѣхъ чудесъ прославило Іисуса Христа, какъ Мессію и Побѣдителя всеродной смерти человѣковъ, и было причиною восторженной Его встрѣчи жителями и пришельцами Іерусалима, собравшимися на праздникъ Іудейской Пасхи. Но въ первосвященникахъ, книжникахъ и фарисеяхъ оно возбудило страшную зависть и злобу, и они рѣшили окончательно умертвить Того, Кто обличалъ ихъ пороки, и Кто пришелъ умертвить самую смерть нашу. Не вѣдали распинатели, что они распинали своего Благодѣтеля Агнца Божія, вземлющаго грѣхи міра (Іоан. 1, 29) и грѣхи ихъ самихъ — молившагося Отцу: Отче, отпусти имъ, не вѣдятъ бо что творятъ (Лук. 23, 34). А нынѣшніе всѣ богохулъники, какъ Левъ Толстой и товарищи его знаютъ, что хулятъ Спасителя міра, проповѣданнаго и принятаго вѣрою во всемъ мірѣ, но въ гордости своей хотятъ посмѣяться общему вѣрованію и, если не увѣруютъ и не обратятся, то всѣ злѣ погибнутъ (Матѳ. 21, 41).

Такъ какъ сегодня св. Церковь торжественно и воспоминательно празднуетъ входъ Спасителя на молодомъ, не носившемъ никакого ярма, ослѣ во св. градъ Іерусалимъ, при радостномъ ликованіи народа и особенно дѣтей, — то побесѣдуемъ о томъ, чтó означалъ этотъ необыкновенный и, по видимому странный въѣздъ Его въ Іерусалимъ на ослицѣ и осленкѣ, а не на конѣ, какъ водилось у восточныхъ царей и побѣдителей; чтó значила эта радость и ликованіе народа и особенно незлобивыхъ дѣтей, прославившихъ Господа — и какъ всезлобный адъ подвигнулъ нечестивыхъ людей на убіеніе Жизнодавца и Господа, не предвидя того, что убіенный имъ по плоти Христосъ вонзитъ древяное Свое копіе, т. е. крестъ Свой, въ его адское чрево и прободетъ его смертнымъ, вѣчнымъ прободеніемъ, а поглощенныя имъ души избавитъ отъ всепожирающаго его чрева.

Послушаемъ какъ св. евангелистъ Матѳей описываетъ торжественный въѣздъ Іисуса Христа въ Іерусалимъ.

«Когда приблизились» Христосъ, ученики Его и народъ «къ Іерусалиму и пришли въ Виѳфагію къ горѣ Елеонской, Іисусъ послалъ двухъ учениковъ, сказавъ имъ: пойдите въ селеніе, которое прямо предъ вами; и тотчасъ найдете ослицу привязанную и молодаго осленка съ нею; отвязавъ, приведите ко Мнѣ, и если кто скажетъ вамъ что нибудь, отвѣчайте, что они надобны Господу; и тотчасъ ношлетъ ихъ. Все же сіе было, да сбудется реченное чрезъ пророка, который говоритъ, скажите дщери Сіоновой: се, Царь твой грядетъ къ тебѣ праведный и спасающій, кроткій, сидя на ослицѣ и на молодомъ ослѣ, сынѣ подъяремной (Зах. 9, 9). Ученики пошли и поступили такъ, какъ повелѣлъ имъ Іисусъ. Привели ослицу и молодаго осла, и положили на нихъ одежды свои, и Онъ сѣлъ поверхъ ихъ. Множество же народа постилали свои одежды по дорогѣ, а другіе рѣзали вѣтви съ деревъ, и постилали по дорогѣ. Народъ же, предшествовавшій и сопровождавшій, восклицалъ: осанна Сыну Давидову! Благословенъ грядый во имя Господне! осанна въ вышнихъ! И когда вошелъ Онъ въ Іерусалимъ, весь городъ пришелъ въ движеніе, и говорилъ: кто это? Народъ же говорилъ: это Іисусъ, пророкъ изъ Назарета Галилейскаго. И вошелъ Іисусъ въ храмъ Божій... и приступили къ Нему хромые и слѣпые, и Онъ исцѣлилъ ихъ. Видѣвъ же первосвященники и книжники чудеса, которыя Онъ сотворилъ, и дѣтей восклицающихъ въ храмѣ и говорящихъ: осанна Сыну Давидову! вознегодовали. И сказали Ему: слышишь ли, чтó они говорятъ? Іисусъ же говоритъ имъ: да! развѣ вы никогда не читали: изъ устъ младенцевъ и грудныхъ дѣтей Ты устроилъ хвалу (Псал. 8, 3)? И, оставивъ ихъ, вышель вонъ изъ города въ Виѳанію, и провелъ тамъ ночь» (Матѳ. 21, 1-17). Вотъ описаніе входа Господня въ Іерусалимъ.

Почему сверхъ всякаго обычая, Іисусъ Христосъ вступилъ въ Іерусалимъ не на конѣ, а на ослицѣ и на молодомъ осленкѣ? — Здѣсь видѣнъ разумъ Божій, Господь поучаетъ насъ не только словами, но и предметами одушевленными и неодушевленными. Такъ Онъ проклялъ безплодную смоковницу въ обличеніе неплодія Іудейскаго и Іуды предателя; здѣсь Онъ возсѣдаетъ на ослицѣ и осленкѣ въ знакъ того, что Онъ приведетъ въ познаніе Своей державы и Своего вѣчнаго царства языческіе народы, незнавшіе ярма закона Моисеева вмѣсто отпадшаго отъ Бога народа Іудейскаго, и, когда войдетъ въ Церковь Христову полное число язычниковъ; тогда Іудеи обратятся ко Христу. Итакъ входъ въ Іерусалимъ на ослицѣ и осленкѣ имѣлъ таинственный смыслъ — именно обращеніе язычниковъ, въ числѣ которыхъ призваны и мы, русскіе. Что касается ликованія народа и дѣтей, встрѣчавшихъ съ радостію грядущаго на ослѣ Господа, то эта общая радость происходила отъ наполнявшаго сердца ихъ восторга по случаю воскресенія изъ гроба четверодневнаго мертвеца Лазаря и удивленія Божественному Чудотворцу; а устами незлобивыхъ дѣтей, восхвалявшихъ Господа, говорилъ Духъ Святый.

Совершенно противоположное дѣйствіе произвелъ входъ Господа въ Іерусалимъ въ гордыхъ и завистливыхъ фарисеяхъ — чувство крайней зависти и злобы, и они рѣшились убить Его. Кажется, съ этого времени весь адъ вселился въ нихъ. Страсти ослѣпляютъ человѣка и онъ не знаетъ самъ, что творитъ, — самыя нелѣпыя и безразсудныя дѣла, какъ объ этомъ и сказалъ Самъ Распятый ими на крестѣ: Отче, отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ. Христосъ пришелъ какъ Богъ безсмертный, убить пожиравшую родъ человѣческій смерть и даровать намъ безсмертіе Своею побѣдою надъ смертію, — а враги убили Его Самаго по плоти, доставивъ чрезъ то, сами не зная, не вѣдая, величайшее благо человѣческому роду, — и безъ сомнѣнія, были бы и они прощены взявшимъ на Себя грѣхи міра Агнцемъ Божіимъ, еслибы покаялись въ своемъ Богоубійствѣ.

Дивны дѣла Твои, Господи! Адъ въ слѣпой, безпредѣльной своей злобѣ, подвигъ всю силу свою въ первосвященникахъ, книжиикахъ и фарисеяхъ для убіенія Христа, прельстивъ сребролюбіемъ и одного изъ апостоловъ Христовыхъ продать на смертъ Живота всѣхъ, и по допущенію Божію, во исполненіе премудраго и предвѣчнаго Совѣта Божія о спасеніи рода человѣческаго смертію Христовою, — достигъ своихъ адскихъ усилій, убилъ плоть Жизнодавца, — но, прежде всего погубилъ самъ себя, и, еслибы зналъ о послѣдствіяхъ страданій и смерти Христа для своего адскаго царства, — употребилъ бы всѣ усилія не допустить Его до страданій и смерти. Крестъ и смерть Жизнодавца разрушили властъ и царство сатаны, и онъ отдалъ всѣ поглощенныя имъ души плѣнившему адъ Избавителю рода нашего. Эту побѣду надъ адомъ Христа распятаго такъ воспѣваетъ Церковь: «Три креста водрузилъ на Голгоѳѣ Пилатъ: два разбойниковъ и одинъ Жизнодавца; адъ, увидѣвъ Его, испустилъ отчаянный вопль и воскликнулъ слугамъ своимъ — бѣсовскимъ полчищамъ: о слуги мои и силы мои! Кто вонзивъ гвозди въ сердце мое, учинилъ мнѣ внезапно прободеніе деревяннымъ копіемъ; я растерзанъ, страшно болю во внутренностяхъ моихъ, уязвляюсь утробою, чувства мои смущаютъ духъ мой и я вынужденъ изрыгнуть Адама и всѣхъ отъ него происшедшихъ, преданныхъ мнѣ чрезъ вкушеніе отъ запрещеннаго древа; ибо древо креста вводитъ ихъ опять въ рай» (Служба 4-й седмицы поста; среда; икосъ по 6-й пѣсни). Вотъ чтó сдѣлалъ адъ на свою окаянную голову, доведя Христа до смерти крестной. Христосъ сокрушилъ его державу и расхитилъ всю его корысть; все его многочеловѣчное богатство, какъ свидѣтельствуетъ о томъ святая Церковь въ воскресныхъ службахъ своихъ.

Итакъ воскликнемъ всѣ Побѣдителю смерти Христу Жизнодавцу: благословенъ грядый на вольную страсть нашего ради спасенія и крестными страданіями и смертію Своею, побѣдившій нашу смерть и даровавшій всѣмъ воскресеніе, которое и совершится въ послѣдній день міра.

Имѣя данное намъ время для подвиговъ исправленія нашей жизни и всякой добродѣтели, позаботимся побѣдить въ себѣ страсти плоти и духа и украсить души милосердіемъ къ ближнимъ, кротостію, смиреніемъ, послушаніемъ, терпѣніемъ, долготерпѣніемъ, воздержаніемъ, чистотою и цѣломудріемъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1902 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1903. — С 27-32.