Отец Иоанн и Сурская Обитель

2 января 2017 г. в престольный праздник была совершена литургия в храме св. прав. о. Иоанна Кронштадтского в доме о. Георгия Маккавеева.

Широко известно о том, что одним из главных аргументов Батюшки Иоанна к открытию общины, а потом и монастыря стал тот факт, что иноческие обители много способствуют улучшению хозяйственного быта местного населения. Но не всем известно, что подобно древним монастырям, жизнь которых начиналась вокруг жизни святого подвижника и место для которых указывалось с выше, наш Сурский монастырь тоже возник не решением человека, но произволением Божиим. Так Батюшка о. Иоанн Кронштадтский писал первой настоятельнице монастыря игумении Варваре и сестрам:
«Радуйтеся! Поздравляю вас на Суру, на место, где указал Господь и Пресвятая Богородица быть обители святой…»
 
Господь указал о. Иоанну место для будущей обители. А строительство монастыря стало делом послушания Божьему слову. Таким образом, можно сказать, что наш монастырь – это свидетельство чуда разговора между Богом и человеком.
 
Получив благословение, Батюшка премного радел о строительстве монастыря и о воспитании будущих насельниц. Первых сестер о. Иоанн

направлял к своей духовной дочери — Игумении Таисии для обучения сестер основам монастырской жизни. Основатель и главный устроитель Сурского монастыря отец Иоанн был для сестер, по словам Игумении Таисии, не просто как любящий отец, но, «как мать». Так, например, посылая одну из сестер для обучения монашеской жизни, батюшка писал к Игумении Таисии: «Посылаю к тебе будущую монахиню для Суры, Матрону Дмитриевну Горбунову. Прими ее как свою дочь».
 
«Всех любовию ласкает.
С каждой кротко говорит,
И как мать их утешает,
Образочки им дарит».
Поэма «Сурская обитель», Иг. Таисия
 
С первых дней монастыря Батюшка заботился о его благоустроении, стараясь отвечать на все нужды, материально поддерживая обитель и доставляя сестрам всё необходимое.
Сестры отвечали батюшке горячей любовью, находя различные случаи и поводы порадовать любимого пастыря. Так однажды сестры-певчии, пробравшись под окна занимаемого Батюшкой помещения, вдруг огласили воздух стройным пением любимых им песнопений и псалмов. Батюшка с видимым удовольствием слушал их пение, а потом сердечно благодарил певчих.
Забота Батюшки о сестрах проявлялась и в том, что он принимал деятельное участие в формировании внутренней жизни монастыря. Им сделаны глубокие замечания в Уставе монастыря по поводу молитвы. Батюшка наставлял сестер: «Будьте верны Господу, обручившему вас Себе как невест Своих, и оправдайте делом свою верность. Аминь».
В летописи Сурского Иоанно-Богословского монастыря мы встречаем слова о том, что Батюшка, заботясь о сурянах, «решил устроить в Суре обитель, которая… побуждала бы их к молитве». Действительно, наверно никто другой как отец Иоанн Кронштадтский был горячим проповедником молитвы. Он восклицал:
«Господи! Исповедую пред Тобою, что не на даче, не в лесу жизнь и здравие и крепость духовных и телесных сил, а у Тебя во храме...»!
Исцеляющее действие Божие в храме Батюшка сравнивает с чистым воздухом, со струями благодати, напояющими души верующих. Но чтобы ощутить благодать в храме нужно время. Подобно тому, как при переходе от сладких напитков с красителями на чистую родниковую воду необходимо время, чтобы ощутить вкус чистой воды. Чтобы поначалу кажущееся безвкусие и пресность воды стало приносить упоение чистотой.
Батюшка отец Иоанн Кронштадтский вдохновлял: «Ни одно слово молитвы не пропадет даром. Господь наградит за искренний вздох… о ближнем».
Перечитывая публикации 90х – начала 2000 –х годов, посвященные нашему Сурскому Иоанновскому монастырю, часто встречаешь в словах авторов упование на слова Батюшки о том, что он не оставит монастырь, встречаешь и истекающую из этих слов надежду на то, что монастырь возродится. Сегодня мы являемся свидетелями того, что обитель возродилась, и мы надеемся, что наш монастырь станет восприемником разрушенной обители, и молитвами Батюшки о. Иоанна Кронштадтского, исполнит возложенную на неё миссию — разбудит Суру на молитву. И настанет тот день, когда негласным законом рядовой сурянин перенесет свой банный день с субботнего вечера и придет на вечернюю службу прославить Бога и поблагодарить Его за мирно прошедшую неделю.