logo

О вере. Проповедь митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (Доровских) 10 августа 2014 года

IMG_0446

Сегодня Церковь нам с Вами представила евангельское чтение. Это Евангелие каждый из нас знает: море… апостолы в бушующем море, которые уже отчаялись о своем спасении. И вот Христос идет по водам, апостолов обымает страх и трепет, они думают, что это призрак и слышат голос Господа: “Это Я, не бойтесь”. И радость приходит к ним. И вот самый главный из них апостол Петр восклицает: “Господи, если Ты это, то повели мне прийти к Тебе по волнам”. И Господь говорит: «Иди!» И он идет. Он делает робкие шаги по этому бушующему морю. И у него получается. Но вот он обращает внимание, какие волны страшные, и начинает тонуть. И начинает опять вопить с просьбой: «Господи, спаси мя, утопаю!» И Господь простирает к нему руку и спасает его. И если бы не слова Господа, мы бы не могли понять, почему это случилось с Петром: в начале шел, а потом стал тонуть. Господь объясняет такое бедственное его состояние: “Почто усомнился, маловере”. Вот это евангельское место это не просто описание исторического факта, это Евангелие касается каждого из нас, потому что каждый из нас находится в состоянии страха. Вроде бы в начале идем, а потом падаем. Как один человек говорил: “Что же это я был у старца прозорливого, он мне сказал идти в монастырь, а у меня ничего не получается, я погибаю – почему?” А другой батюшка привел ему это место из Евангелия, эту притчу и сказал: “Не старец ошибся, а ты проявил маловерие”. А другой женился и также ничего не получается у него в семейной жизни. “Может быть я не своим путем пошел?” Нет! ты просто проявил маловерие. Вот сегодня нам Церковь напоминает через это евангельское чтение о вере.
/////////А что такое вера? Уверенность в невидимом, – по слову апостола Павла. А Феофан Затворник пишет: вера – это принятие в свое сердце, не только сознанием, но и своей жизнью, принятие всего спасительного, что нам Господь принес на землю. Не просто на уровне сознания, а на уровне нашей жизни, значит – на уровне сердца. Вот что такое вера. Вера – это дар Божий. И все мы, пишет апостол Павел, спасаемся верою, а не делами. А как же это дар Божий? А может Бог кому-то дал веру, кому-то не дал. Ходят люди за пределами этого храма, курят сигареты, и они могут сказать: «Вам Бог дал веру, а нам не дал». Как же тут понять-то? Чтобы разобраться в Евангелии, нужно всегда открывать толкование святых отцов. Самому никак не понять Евангелие. И вот отцы Церкви пишут, что вера – это дар и этот дар дается каждому из нас. Но как дается? Как семя, в зачаточном состоянии. Вы люди сельские, вы знаете, что такое земля не понаслышке. Я тоже из воронежской деревни родом. Когда у нас говорят: «Я ему такую клубнику принес, а он мне ее загадил». То в сознании людей, что он ему не клубнику собрал, не ягоды, он ему принес ростки, а тот все это не смог вырастить. И Господь дает нам росток, и дальше человек должен поливать, удобрять, охранять, защищать и выращивать. Вера имеет разное состояние, поэтому мы-то и читаем в Евангелии, как апостолы приступили ко Христу и просили у Него: «Умножь в нас веру». Они не сказали: «Дай нам любовь, чудотворения». Умножь в нас веру. Значит апостолы понимали, что вера – это состояние, которое может быть высокое и маленькое, слабое и ленивое. Феофан Затворник приводит пример: те, кто живут на море и часто ныряют, ракушечки достают, у них легкие развитые. И они под водой легко плавают, потому что большой объем легких. А человек, который только приехал на море, чуть глотнул только воздух, чуть опустился, и опять как пробка выскакивает – задыхается. Вот у одних легкие развитые, они трудились и развили себе, другие не трудились. Дальше Феофан Затворник приводит такой пример: человека, который раз вкусил какой-то фрукт, его уже не обманешь. И он знает, что такое киви и что такое папайя. А другой скажет: “Вот я привез из-за границы папайю”. А он ему говорит:
– Нет, это не папайя.
– Почему? Вся деревня ест и говорит: какая вкусная папайя.
– Нет, не папайя это.
– Что же это тогда?
– Это ананас.
– А ты откуда знаешь?
– Я же пробовал.
////////Вот вера- это то, что мы пробуем, то, что мы воплощаем в жизнь. Вера укрепляется, поливается. Чем выращивается семя? Вот если нам человек принес семя, то мы ему ставим вопрос: “А как его вырастить? У тебя-то мы видели как это растет на огороде. Вот ты нам дал семена, а как нам их вырастить?” Вот такой же вопрос мы задаем: как нашу веру нам вырастить? Святые отцы нам объясняют, что вера питается от покаяния. Если нет покаяния, пишет святитель Феофан, вера становится вялая и никудышная. Поэтому Господь и сказал в Евангелии: “Покайтеся и веруйте в Евангелие”. Но для того, чтобы вера в нас вырастала, ее нужно поливать. Вот этот полив это и есть жизнь по Евангелию, жизнь по заповедям евангельским. Когда мы так живем, вера укрепляется. Наоборот, человек поехал в командировку и пустился во все тяжкие. Такое бывает. Мужчины слабый пол его надолго нельзя отпускать из дома. И вот по мере погружения в грех вера ослабевает. Поэтому-то антихрист пытается всех нас погрузить в грехи. Значит, оскудеет вера и не будет спасающихся. И вот вера наша проходит периоды испытания. Или еще как это называется современным словом «тестирование». И это бывает в индивидуальном порядке и в общественном. В индивидуальном порядке: хороший начальник изменил ко мне отношение. Или в монастыре – игумен стал меня гнобить. “Что же это такое? А где же тогда Бог?” – первые мысли, которые приходят этому человеку. А это просто период испытания идет. Ты должен смириться и не озлобиться. Самое страшное, когда человек впал в уныние, ропот, озлобление. Все вокруг виноваты, а я белый, мягкий и пушистый. Это бывает на личном уровне. А бывает это испытание целому народу. Вот как мы это сегодня видим на Украине. Я эту информацию, о том, что там творится, не из телевизора только черпаю. У меня там священнослужители служат в Луганске, в Донецке. Епископ Луганский Владыка Митрофан, в Горловке другой Владыка Митрофан. И вот как они рассказывают: “Народ православный разделился”. Одни принимают это как наказание Божие, как испытание веры нашей и несут свой крест, а другие впали в озлобление: “Как это так?!…” И даже приходят в храмы и говорят: «А почему Бог-то не смотрит?» Тогда батюшки говорят: “Вспомните историю – Великая Отечественная война, татарское нашествие, целые города уничтожали, семьи разлучались, в плен уводили, насиловали, грабили, убивали. Но народ от веры не отрекался, он понимал: если я от Бога принимаю сладкое, значит я и горькое должен пить. Господи, помоги мне нести мой крест до конца”.Приведем пример революции. Царскую семью расстреливали. Они перед этой казнью не впали в истерику, в озлобление, не стали проклинать своих обидчиков. Император, когда ему прочитали указ о его расстреле со всей семьей, он сказал, перекрестившись: “Господи, прости им, не ведят, что творят”.
////////Еще позавчера я был на Соловках, в гостях. И вот экскурсовод, глубоко верующий человек, жительница города Москвы, которая оставила всё, весь комфорт и всё благополучие и 15 лет назад приехала на Соловки, умнейший человек, написала огромный исторический труд о Соловках. Вот она пишет, что церковнослужителей укоряли на Соловках. «Почему вы так спокойно, безропотно, обреченно переносите вот это наказание? Оно же несправедливо!» – Говорили бывшие коммунисты и прочие люди. А священнослужители, епископы не теряли вот этого ядра. Они верили в Бога. Они знали, что если Бог не попустит… Знаете у нас есть такая поговорка, одну часть знали в советское время, другую- нет: “Бог не выдаст – свинья не съест”. Вот эту часть поговорки знали. А вторую часть забыли: “Но Бог попускает, и свинья гуся съедает”. Свинья сама гуся не может съесть, если Господь не попустит. А неужели могли какие-то там враги, которые писали доносы, соседи, чекисты сослать человека на Соловки. Бог попускает это для моего спасения. Поэтому я спокоен; мне сказали: “Бери крест”, – я беру. Сказали: “Расстреляем”, – расстреливайте. Тело мое всё равно смертное, главное в каком состоянии душа. В состоянии веры и, как апостол, совершает свои первые шаги по морю или же как, когда он подвергся искушению, убоялся волн, усомнился. Вот сегодняшнее Евангелие говорит нам о вере, чтобы мы ее укрепляли…
///////Еще святые отцы оставили нам схему, она очень легкая. Когда мы заходим в храм, мы должны себе напоминать о постоянном пребывании в покаянии, не просто пришел и поисповедовался, нужно постоянное укорение себя. Такой вид смирения, который называется – самоукорением. Когда человек чувствует свою нищету духа. И в Евангелие Господь назвал таких людей счастливыми. Блаженны, значит счастливые. Вот постоянно имейте в своем сердце дух покаяния – это номер один. А номер два: от этого духа рождается страх Божий. А когда они укореняться в сердце, тогда рождается любовь к Богу. Вот сейчас часто говорят: нет любви к Богу. Подожди, ты не с этого начинаешь. С покаяния, с веры надо начинать. Веру питает покаяние. Постоянное чувство покаяния рождает смирение, страх Божий, а потом только появляются начатки любви. Вот мы с вами прошли целую историю, как наш народ потерял веру. А почему он ее потерял, потому что не вкусил, потому что не объясняли зачастую. И люди стояли в храме по привычке: все идут – и я иду. Они же не молились. Не было чувства покаяния, самоуничижения, самоукорения. Мы стоим в храме и рассеиваемся постоянно. Наше сердце часто пребывает за пределами храма. Что нам делать? Господи, прости виноват. И Господь скажет: “Пять минут побывал в храме, Я его прощаю”. И дарует нам благодать. И нас уже нельзя перепрофилировать. Когда человек вкусил, что такое Литургия, что такое служба, что такое пребывание в благодати, когда мир, тишина, покой, хоть краткий, но он есть. Он потом зашел в какой-нибудь сектантский центр и говорит: «Ой.. мне там тяжело…» То есть, как говорит Феофан Затворник: вкусив какой-нибудь настоящий неведомый фрукт, человека уже нельзя обмануть. А если бы он не вкусил, можно всю деревню перебаламутить.
////////Я желаю каждому из нас вот этого труда по укреплению веры. Любая добродетель, к примеру, любовь семейная, она не просто так появилась, ее нужно укреплять, бороться. Иначе она пропадет. И через 5, 10, 20 лет семьи распадаются. И так любая добродетель. Как на огороде, однажды посадив что-то хорошее, нельзя ничего не делать, нужно постоянно трудиться. Я желаю каждому из нас пребывания в труде исполнения заповедей Божиих. Вера наша помогает нам преодолеть кризис. Вот война на Украине, люди приезжают в ужасе, они потеряны, а другие или в страшном унынии или озлоблении, сразу видно у кого какая вера.

Дай Бог, чтобы наша вера православная всегда была крепкая, сильная, тогда мы сможем изменить не только себя, но и нашу родную землю, наше родное отечество. Аминь.

Митрополит Даниил (Доровских), 10 августа 2014 год, село Сура